30.06.2003  Республика Саха (Якутия): поддержка турбизнеса - дело государственное

   В Якутске прошла научно-практическая конференция "Состояние и перспективы развития индустрии туризма в республике Саха (Якутия): пути решения". По словам председателя Координационного совета по туризму при правительстве РС(Я) Вячеслава Ипатьева, сегодня без помощи государства эту область развивать невозможно.
   «В 1994 году мы принимали по 60 иностранных туристов в год, в 2002-м - 530 человек, нынче прогнозируется прибытие 1600 туристов», - говорит В.Ипатьев. За это время в туриндустрии республики произошел ряд положительных сдвигов: появилось много ресторанов, улучшилась гостиничная база, решены многие проблемы автотранспорта, появился парк частных извозчиков, увеличилось количество профессионально подготовленных кадров. Произошли большие изменения и в банковской сфере.
   Но нельзя не упомянуть о негативной стороне. Резко ухудшилась ситуация с воздушным транспортом - сократилось количество внутренних линий, состояние аэровокзалов просто катастрофическое. А современный туризм, особенно региональный, невозможен без авиатранспорта. Основные направления туризма в Якутии - это экологический и приключенческий туризм (сплавы по рекам, подъемы на горы, маршруты пешеходные, лыжные, конные). Но инфраструктура, в первую очередь транспортная, до сих пор не развита, поскольку требует колоссальных капиталовложений. Поэтому на конференции поставлен вопрос - выработать такую концепцию туризма, чтобы была приемлема для бюджета и для местных туроператоров.
   Еще одна задача - продвижение позитивной информации на внешний рынок. Реклама, особенно в туризме, стоит дорого – ведь наибольший эффект дает видеоинформация, дорогие публикации с большим количеством красивых фотографий. Счет идет на тысячи долларов. Частной фирме такое не по силам. Она может выпустить буклет, но выйти на общественные каналы телевидения - слишком дорого. Задача правительства республики в данном случае, сказал В.Ипатьев, при минимально возможных средствах проводить рекламную кампанию о туристическом потенциале Якутии за пределами республики и России. Для этого выбираются самые эффективные способы - приглашение журналистов, так называемых "трэвелрайтеров" - "путешествующих писателей".
   За последнее время Министерство по делам предпринимательства, туризма и развития занятости РС(Я) выпустило несколько статей в центральных журналах. Это часть специально разработанной программы, как и участие в западных турвыставках. Якуты показали себя в Берлине, Москве. Осталось принять участие в мероприятиях в Сингапуре, Шанхае, Лондоне, Токио. Но здесь опять встает денежный вопрос. Один лишь аккредитационный взнос стоит от 2,5 до 4 тысяч долларов и включает в себя предоставление площади, кроме того надо платить за авиабилет, гостиничное проживание, питание, багаж. В среднем, чтобы побывать на выставке одному участнику, надо заплатить около семи тысяч долларов. Такие деньги может выделить только государство.
   Фирм, которые занимаются въездным туризмом, в республике мало. Крупные потоки туристов у "Илин-тура", "ТурСервисЦентра", "АЛРОСА-круизы", поменьше у "Сибирь-тура", "Норд-Сафари", "Колыминтура", "Лена-тура". Среди туристов преобладают японцы, им это географически выгодно. Поэтому самым перспективным направлением культурно-познавательного и круизного туризма считается японский рынок, особенно чартерные рейсы из Японии в Якутию.
   Развитие турбизнеса выгодно республике. «Турист оставит деньги в десятках мест. Это и национальная авиакомпания, и гостиница, ресторан, такси, автобус, музеи, внутренние авиакомпании, конкретные люди, которые будут водить по лесу, продадут ему сувениры; почтовый офис, откуда он отправит открытку; банк, где он поменяет валюту; магазины, где он купит одежду. Все это индустрия туризма», - говорит В.Ипатьев.
   К сожалению, якутские гостиницы не соответствуют мировому уровню. Следует создать конкурентную среду, чтобы они боролись за клиента и поставляли услуги хорошего качества. За три дня заграничный турист осматривает музеи Якутска и все достопримечательности вокруг столицы. Для поездки к одной из них - Ленским столбам – возможно, придется приобретать комфортабельные скоростные суда на 10-20 человек.
   Следующая задача - координация усилий путем создания национального туристического агентства РС(Я), так называемого "ТАРС". Ее планируется создать путем слияния капитала авиакомпаний, ЛОРПа, АЛРОСы, турфирм, гостиниц и других финансовых организаций, которые заинтересованы в приеме туристов. Они будут получать не только прямые доходы, но и дополнительную прибыль. Более того, национальное туристическое агентство может продавать на мировых рынках туристический продукт других фирм республики, т.е. стать генеральным турагентом на мировых рынках. Контрольный пакет акций "ТАРСа" может принадлежать государству, чтобы оно координировало работу агентства. Агентство должно стать одним из главных исполнителей республиканской целевой программы развития туризма.