26.06.2003  Москва: закрывается легендарный гастроном "Eлисеевский магазин"

   Год назад гастроном сменил хозяина: в мае 2002 года 90% акций ЗАО "Елисеевский магазин" скупил у его сотрудников известный бизнесмен Яков Якубов. После чего слухи о скорой кончине магазина стали периодически будоражить москвичей: почему бы владельцу казино "Корона" и Golden Palace не организовать в престижном месте что-нибудь подобное? К тому же перед глазами была судьба не менее знаменитых "Даров моря" - соседа напротив. Магазин также перешел под контроль к Якубову, и теперь вместо рыбной торговли там образовался очередной бутик.
   Внешний вид нынешнего "Елисеевского" на первый взгляд подтверждает опасения. Магазин уже съежился в размерах. Слева от входа, где еще недавно бойко торговал колбасно-куриный отдел и продавали горячие пирожки, теперь открылся ресторан "Этаж". Слойки с повидлом за 11 рублей остались в прошлом. Кусок торта - от 120 рублей, суши - от 60 рублей за штуку, горячие блюда - 190-250 рублей.
   Едой, правда, пока еще можно разжиться напротив - в основном торговом зале. Большая часть его опустела, там деловито снуют рабочие, устанавливая леса поверх тяжелой лепнины и обильно украшенных пузатых колонн. На все это строго взирает с парадного портрета Григорий Елисеев - легендарный основатель магазина. Ряды прилавков поредели почти вполовину: уже нет фруктов, сладостей, сыров и колбас. Оборону пока держат витрины с кофе-чаем, газированной водой и молочными продуктами.
   Окончательно магазин закроют 1 июля. Как заверил заместитель генерального директора "Елисеевского" Борис Тритенко, "все 150 сотрудников вернутся на свои рабочие места осенью, когда закончится реконструкция, за исключением тех, кто уйдет на пенсию. Работы в обновленном гастрономе хватит всем".
   Новый "Елисеевский" будет напоминать супермаркет - один вход, ряд касс, стеллажи и витрины с продуктами. Правда, в администрации магазина избегают этого непатриотичного слова, предпочитая называть будущую систему обслуживания "магазином свободного доступа".
   Наследие Елисеева угадывается и в новой концепции магазина: ударной группой товаров должны стать, как и 100 лет назад, деликатесы. Гастроном намерен убивать покупателей наповал их разнообразием и качеством - для изготовления мясных, рыбных, кондитерских и хлебных изысков подвалы магазина спешно приспосабливаются под производственные цеха с финским оборудованием. Цены на эти продукты, по всей видимости, будут также "элитными". Однако маркетинговые исследования, проведенные в прошлом году, показали, что расчет себя оправдает.
   В "Елисеевский" давно протоптали дорогу иностранцы, туристы и сотрудники зарубежных представительств - они привыкли покупать там по крайней мере один продукт - сертифицированную черную икру. Привыкнут, уверены маркетологи, и к другим деликатесам.
   Впрочем, малообеспеченную публику здесь тоже обещают не забыть - еще старая администрация магазина приняла обязательство взять на попечение порядка 450 пенсионеров и малообеспеченных коренных москвичей, каким-то чудом сохранившихся в центре. После открытия, как уверяют в "Елисеевском", им по-прежнему будут продавать продукты со скидкой по социальным картам, причем не только хлеб-соль-крупу, как сейчас, а все что угодно. На время реконструкции в магазине организуют выносные прилавки с хлебом и молочными продуктами.