25.06.2003 Рекламисты хотят саморегулироваться Закон "О рекламе" ожидают серьезные изменения, поскольку в нынешнем виде он не устраивает ни одну заинтересованную сторону - ни рекламодателей, ни рекламные агентства, ни потребителя, ни государство в лице Министерства по антимонопольной политике. На слушаниях, который прошли 20 июня в комитете Госдумы по экономической политике, обсуждалась концепция нового закона о рекламе. Участники - депутаты, представители рекламного бизнеса, рекламодатели, чиновники министерства по антимонопольной политике (МАП) - согласились с тем, что прекрасное будущее наступит, когда реклама будет не раздражать, а привлекать потребителя, депутаты перестанут вносить популистские предложения, МАП перестанут упрекать в выполнении лоббистских заказов, рекламодатели станут цивилизованными, а бюджет России получит дополнительные поступления. Пока же, по словам главы думского комитета Григория Томчина (СПС), "рекламный рынок и то, что там сейчас делается, напоминает старшую группу детского сада".По его словам, реклама, которая идет на громкости выше, чем обычные телепрограммы, не только не привлекает зрителя, но и отталкивает его. У контролирующего органа - МАПа - накопилось очень много претензий к закону о рекламе. Основная - формулировки закона не точны, а потому контролировать рынок сложно. А положения, касающиеся рекламного рынка, разбросаны по самым разным законам. Поэтому МАП хочет выработать единый закон о рекламе. В министерстве говорят, что одними из самых непроработанных в законодательстве стали правила игры на рынке наружной рекламы. МАП столкнулся с тем, что органы местного самоуправления вторгаются в сферу регулирования вопросов содержания рекламной информации. Так, в Тюменской области появился незаконный запрет на рекламу пива, алкоголя и сигарет. Благодаря вмешательству прокуратуры этот запрет был снят, однако сейчас в области действует другое незаконное правило - табачные и алкогольные рекламодатели должны платить по более высоким расценкам. В МАПе также считают, что нужно прописать правила для продажи товаров по образцам (из серии "Магазин на диване"), утвердить более точные формулировки для исчисления времени рекламы в эфире и завуалированной рекламы. Замначальника управления контроля рекламной деятельности МАП Сергей Пузыревский напомнил, что в последнее время многие производители алкоголя используют разные ухищрения, чтобы рекламировать свой товар в местах, где это запрещено или реклама ограничена. "Если макароны и алкоголь зарегистрированы под одним брэндом, то рекламироваться такие макароны должны с теми же ограничениями, что и алкоголь", - объяснил представитель МАПа. Вице-президент Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) Вадим Куликов высказался за введение моратория на поправки в закон о рекламе до принятия абсолютно нового закона. А в новом законе РАРА хочет дать определение рекламе как заказанной информации, иначе благодаря нынешней трактовке этого понятия потребитель лишается информации о событиях в сфере потребительского рынка: новых товарах, услугах, уровне сервиса - все это сейчас признается рекламой. РАРА считает, что ограничений на частоту показа одной и той же рекламы не должно быть. Также незачем ограничивать размещение рекламы в детских и образовательных передачах. А запретить использовать образы детей нужно только в рекламе алкоголя и табака. Беспрецедентны для мировой практики и ограничения на содержание рекламы финансовых услуг. Важным для развития рынка рекламы РАРА считает положение о том, что контроль осуществляется только одним органом - МАП. Ассоциация рекламодателей в лице Вадима Желнина поддержала требования РАРА. Представитель пивоваренной компании "Сан Интербрю" Ирина Кибина предложила учиться на ошибках других стран. По словам Кибиной, компания полтора года исследовала эту тему и пришла к выводу, что законодательные запреты неэффективны, а самое эффективное регулирование - это саморегулирование. "Креативное сознание участников рынка позволит обойти законы всеми мыслимыми и немыслимыми способами" – сказала Ирина Кибина. |