18.06.2003 Санкт-Петербург: торговля поворачивается лицом к покупателю Нынешний год - поворотный в развитии торговли Петербурга. К концу 2003 года будут введены в эксплуатацию около 300 тыс. кв. м площадей в новых торговых комплексах, а к концу 2004 года общая площадь современных торговых центров может составить около 1 млн кв. м. Если учесть, что в Петербурге всего около 3 млн кв. м торговых площадей, из которых только 500 тыс. кв. м более или менее отвечают современным требованиям, иначе как взрывом появление такого количества магазинов не назовешь. Путь, пройденный европейскими городами за 15-20 лет, Петербург проскочит за 3-4 года. Но пока можно говорить лишь о количественных показателях. Более значительные качественные изменения потребуют более длительного периода. Практика развития постсоциалистических стран показывает, что после количественного насыщения и с началом периода качественных преобразований происходит ужесточение требований к профессиональному уровню реализации проектов, к концепции торговых комплексов, к правильному подбору арендаторов и архитектурным решениям. Усиление конкуренции между торговыми центрами приводит к снижению уровня арендных ставок, что создает условия для реального снижения цен на продаваемые товары. С одной стороны, появляются все более качественные и крупные центры торговли. С другой стороны, банкротируют и вымываются профессионально неподготовленные игроки. По статистике, в США каждые 2-3 года закрывается под снос или на полную реконструкцию почти четверть торговых центров, а на их месте появляются соответствующие времени сооружения. Нам пока еще далековато до такой высокой нормы качественного обновления торговых помещений, но темпы, заложенные на старте, дают основания для оптимизма. Только в историческом центре к концу года появится около 100 тыс. кв. м новых торговых площадей. Два строящихся комплекса полностью преобразуют Сенную площадь. На месте тесноватого Малого Пассажа возник современный Центр бутиков. Готовится к открытию Владимирский Пассаж. Появление столь значительного количества новых площадей в Центральном торговом районе должно привести к стабилизации арендных ставок в центре города, и вероятно даже некоторое снижение аренды в тех местах, где она явно завышенна. Развитие сетей гипермаркетов ЛЕНТА, О,КЕЙ, МЕТРО, торговые комплексы компании "АДАМАНТ", заявленное строительство крупных торгово-развлекательных комплексов с общей площадью от 40 до 60 тыс. кв. м в различных микрорайонах города приведут к децентрализации торговли, выводу основных потоков покупателей из центра города к местам проживания. Киоскам, лоткам, другим временным сооружениям, облепившим станции метро в "спальных" районах, жить осталось недолго. В результате столь динамичных преобразований организация торговли в Петербурге уже в ближайшие 3-4 года приблизится к общеевропейским стандартам. |