11.06.2003 Оценщики сформулировали основные требования к себе и к государству 5 июня в Москве завершил работу конгресс “10 лет оценочной деятельности в России. Итоги и перспективы”. Главным результатом его работы стала выработанная участниками резолюция, в которой подведены итоги развития оценочной деятельности за последнее десятилетие и сформулированы задачи дальнейшего развития рынка оценочных услуг. В резолюции отмечено, что за последние 10 лет оценочная деятельность прошла “с нуля” путь становления и к настоящему времени сформировалась как самостоятельная сфера экономики. Сложился единый рынок оценочных услуг. В настоящее время в рамках единых требований на основании федеральной лицензии оценочную деятельность осуществляют более 5300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сформирована система государственного регулирования оценочной деятельности, основанная на Федеральном законе “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”. Развиваются саморегулируемые организации оценщиков. Формируются предпосылки для создания системы саморегулирования рынка оценочных услуг. Приняты стандарты профессиональной деятельности, документы о этике бизнеса оценщика, проводится контроль качества профессиональной деятельности оценщиков. Предприняты шаги к объединению ряда саморегулируемых организаций оценщиков. По результатам состоявшегося обсуждения участники конгресса предложили определить следующие основные направления развития оценочной деятельности в Российской Федерации: 1. Развитие информационного обеспечения оценочной деятельности, для чего необходимо: - последовательное внедрение в России международных стандартов финансовой отчетности и международных стандартов оценки; - разработка в рамках федеральной программы “Электронная Россия” механизма и регламента доступа оценщиков к информации. Привлечение саморегулируемых организаций оценщиков к реализации программы “Электронная Россия”. Признано необходимым обратиться к Правительству РФ по вопросу о максимально возможном раскрытии рыночной информации, аккумулируемой федеральными органами исполнительной власти, и в первую очередь ФКЦБ России, Госкомстатом, Роспатентом, Росземкадастром; - создать специализированные базы данных различных групп объектов оценки, причем формирование таких баз и предоставление информации должно проводиться частным организациям на коммерческой основе. Основные требования к ведению таких баз могут быть утверждены на государственном уровне, а со временем - на уровне саморегулируемых организаций оценщиков; - совершенствовать систему регистрации сделок, повышать “прозрачность” сведений об условиях совершения сделок. 2. Развитие методической базы оценки, для чего необходимо: - согласование саморегулируемыми организациями оценщиков единых методических рекомендаций, которые после широкого обсуждения должны утверждаться Минимуществом России. - обращение к Правительству России по вопросу государственного финансирования выпуска учебной и методической литературы по оценке, создание Совета по научным проблемам методологии оценочной деятельности при Российской Академии Наук, разработка механизма финансирования научных исследований. Учитывая многочисленные обращения участников Конгресса, рекомендовать Правительству РФ внести изменения в Стандарты оценки в РФ в части возможности использования цен спроса и предложения при проведении оценки. 3. Развитие образования оценщиков, для чего предусматривается взаимодействие образовательных учреждений и саморегулируемых организаций оценщиков, создание системы повышения квалификации, развитие дистанционного обучения оценщиков. 4. Совершенствование законодательства, в частности: - гармонизация действующих законов, затрагивающих вопросы стоимостной оценки, с законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”. - создание общественной экспертной комиссии в Государственной Думе для рассмотрения вновь принимаемых законови с позиций учета требований законодательства об оценочной деятельности. - устранение дублирование различными федеральными органами исполнительной власти функций формирования требований к деятельности оценщиков и контроля за ними. 5. Реализация поэтапного перехода от лицензирования к негосударственной системе персональной ответственности за качество оценки. 6. Развитие саморегулирования оценщиков, для этого предполагается разработать критерии, которым должна соответствовать саморегулируемая организация в сфере оценочной деятельности, и поддержать инициативу ряда саморегулирумых организаций по конфедеративному объединению усилий по выработке общих регламентов и правил рынка оценочных услуг. 7. Развитие саморегулирования рынка оценки, развитие практики третейских судов. С целью разработки механизмов трансформации системы государственного контроля и регулирования оценочной деятельности в систему общественного контроля и регулирования, предлагается создать Национальный совет по оценочной деятельности в Российской Федерации с включением в его состав представителей законодательной, исполнительной, судебной властей, представителей бизнеса (потребителей услуг), саморегулируемых организаций, научных и образовательных учреждений. 8. Рекомендовать саморегулируемым организациям оценщиков развивать сотрудничество с международными организациями оценщиков. |