10.06.2003  Москва: как российские сети набирали вес

   За десять лет в Москве появилось несколько сот современных магазинов – от ставших привычными супермаркетов до гигантского размера торговых центров, где можно купить почти все. Уже мало кто помнит, что начиналась цивилизованная розничная торговля в Москве с нескольких валютных гастрономов.
   Своими корнями современная розница уходит в перестроечные времена, когда на волне реформ начались преобразования и в торговле. Многие магазины были переведены на самообслуживание (по статистике, это увеличивает товарооборот на 40%), была пересмотрена кадровая политика – часть прежних директоров и бухгалтеров попались на хищениях, а новых руководителей Главное управление торговли Мосгорисполкома вербовало, как бы сейчас сказали, из менеджеров среднего звена. Именно тогда, кстати, началась и карьера многих директоров сегодняшних супермаркетов.
   Предприятия торговли одними из первых были акционированы и приватизированы. И в скором времени акции всех удачно расположенных магазинов были скуплены у трудового коллектива либо руководством, либо народившимися тогда в большом количестве оптовыми компаниями и банками. Самыми привлекательными объектами стали сорок универсамов, построенных в 70–80-е годы. Одним из последних в 2001 году пал «Можайский» (он достался промышленно-финансовой компании БИН, владеющей сетью «Петровский»).
   Даже лучшие советские гастрономы сильно уступали нынешним сетевым магазинам по качеству обслуживания, ассортименту и дизайну помещений. Чем-то напоминали современные супермаркеты разве что валютные «Березки» (позже переименованные в «Дипломат»), но они были доступны лишь избранным. На этом фоне первые супермаркеты, открытые для всех, у кого есть деньги, казались островками заморской жизни: вежливые продавцы, огромный ассортимент и даже постоянно дежурившая уборщица. Товар с истекающим сроком годности продавался со скидкой, что по тем временам казалось посетителям несусветной глупостью. Сходство с заграницей было неслучайным – первые цивилизованные магазины в Москве открыли иностранцы.
   Один из самых ярких проектов тех лет – Irish House на Новом Арбате. Открывали его ирландцы в 1991 году. Целевая аудитория – иностранцы. Их привлекал не только привычный ассортимент самого супермаркета и наличие «родных» продуктов, но и первый в Москве пивной бар. Русские Irish House тоже любили. Например, там было вкуснейшее мороженое за $6 и бананы по $1 за кг, что при скачке курса иногда выходило дешевле, чем на рынке.
   В 1992 году появился финский супермаркет Kalinka-Stockmann на Зацепском валу. В этом проекте, кстати, участвовал Владимир Карнаухов, в то время руководитель торгового главка Москвы, ныне – гендиректор компании «Столичные гастрономы», входящей в группу компаний «Седьмой континент». В Stockmann, как и в Irish House, отоваривались в основном иностранцы и бывавшие за границей русские. В начале 1990-х это был единственный супермаркет в Москве, где продавались чипсы Pringles, наполнитель для кошачьего туалета и ингредиенты для лазаньи.
   Еще один финский проект – Super-Siwa на Кутузовском проспекте. Говорят, что его директор Пекка Лескинен не здоровался с директором Stockmann Яри Ахде на приемах в финском посольстве, считая, что их магазины отчаянно конкурируют.
   Глядя на успехи иностранцев, элитные супермаркеты стали открывать и российские предприниматели. В 1993 году появился ТД «Садко-Аркада», совместивший три бизнеса – ресторанный, супермаркеты и магазины модной одежды. В создании этого торгового дома принимал участие владелец водочного холдинга S.P.I. Юрий Шефлер. В начале 1990-х открылись и другие пафосные супермаркеты – Garden Ring (три магазина) и «Эльдорадо» на Полянке.
   Были еще четыре супермаркета «Глобал USA», четыре магазина «САМ», два супермаркета «Холдинг-Центр», продовольственный отдел в «Родити» на пересечении Калининского проспекта и Садового кольца… Из всех этих компаний уцелели единицы. Одним из последних летом прошлого года закрылся магазин «Садко-Аркада». «Мне кажется, что у первых супермаркетов были разные причины для закрытия бизнеса. Stockmann, например, сконцентрировался на формате department store, и развитие отдельных продуктовых магазинов стало для компании неинтересно», – говорит Наталия Орешина, директор компании Stiles & Riabokobylko, специализирующейся на недвижимости. По ее мнению, с появлением сетевых супермаркетов потребность в «элитных продуктовых» – таких, как «Садко-Аркада», «Эльдорадо», отпала, поскольку москвичей стало трудно удивить самообслуживанием и широким ассортиментом.