09.06.2003 Российское вино хотят защитить ради импортного Представители алкогольного рынка намерены лоббировать вопрос о том, чтобы российское вино было выведено из системы акцизных складов. Они говорят о том, что импортный алкоголь, который не проходит через эти склады, мешает развиваться винодельческой отрасли России. Но некоторые отраслевики считают, что лоббисты будут использовать российское вино как прикрытие для того, чтобы в систему акцизных складов не попало импортное вино из стран ближнего зарубежья. На днях подкомитет по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции решил, что "целесообразно освободить натуральные вина от маркировки региональными специальными марками и необходимости прохождения ее через систему акцизных складов". Как говорят члены подкомитета, его решение носит рекомендательный характер, и будет ли оно одобрено правительством, еще не факт. "Мы можем вынести свои предложения на рассмотрение правительственной комиссии по регулированию алкогольного рынка", - говорят они. Отечественное вино, как и крепкий алкоголь, проходит через систему акцизных складов. 50% акциза платится производителем и идет в федеральный бюджет, а остальные 50%, которые направляются в региональные бюджеты, нужно заплатить на складе. Размер акциза, уплачиваемый сейчас виноделами, составляет 0,70 рубля за бутылку (0,7 литра). Сейчас 100% акциза на зарубежный алкоголь уплачивается на таможне, а затем продукция поступает в свободную продажу. Пока действует такой порядок, но его активно пытаются изменить в комиссии по регулированию алкогольного рынка при правительстве. На это же указывает и подкомитет ТПП, который считает, что российскому виноделию не дает развиваться импортное вино. Об этом же на прошедшей неделе Союз виноградарей написал в своем письме президенту. Как считает директор по внешним связям комитета производителей алкоголя Европейского делового клуба Александр Романов, российскому вину действительно мешает процедура прохождения через акцизные склады, так как это сильно затрудняет путь от производителя к потребителю. С другой стороны, на местное вино давит система таможенных сборов с импорта. "Сейчас действует адвалорная ставка таможенной пошлины на алкоголь, поставляемый из стран дальнего зарубежья, в 20%, тогда как до 2001 года работала специфическая ставка, - говорит он. - Процент от стоимости импортируемого алкоголя позволяет ввозить в Россию недорогое вино в приличных количествах". Но больше всего, по словам Александра Романова, российским виноделам надо опасаться своих соседей из СНГ. Это вино облагается 10-процентной пошлиной, а потому оно не такое дорогое и вполне доступное по цене. По данным Государственного таможенного комитета, в прошлом году в Россию было импортировано 313 млн л вина, из них около 220 млн л пришлось на страны СНГ - Молдавию, Украину, Грузию. Из Франции, Аргентины, Болгарии и других стран дальнего зарубежья было ввезено порядка 92 млн литров. Как говорит президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин, Молдавия является крупнейшим импортером алкоголя в Россию, на ее долю приходится около 60% всей поставляемой продукции. Но, по его мнению, нельзя обвинять молдавское вино в неудачах российских виноделов. "Конкуренция была и будет всегда, - говорит Шапкин. - На самом же деле вину мешают именно акцизные склады: сбор небольшой для государства, а волокиты для предприятий много". Председатель подкомитета по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции ТПП Владимир Цыганков рассказал, что не исключает того, что в этом году не удастся внести изменения в законодательство, которые принудят продавать импортный алкоголь через систему акцизных складов. "Поэтому мы предлагаем вывести российское вино из акцизных складов, чтобы уравнять условия его продажи с импортным", - объяснил он. Некоторые представители алкогольного рынка считают, что, защищая российский алкоголь, лоббисты заботятся об импортном. "Это своеобразная превентивная мера: если удастся вывести российское вино из складов, то есть вероятность, что и импортное оставят в покое", - говорит источник. Начальник отдела маркетинга компании "Холдинг вин" Александр Униговский считает, что это мнение вполне может быть обоснованным. "Стоимость рынка вина очень велика, по самым скромным подсчетам, он равен $1 млрд, поэтому его никто не хочет терять", - говорит он. |