06.06.2003  Ростовская область: мелкие пекарни мешают крупным взвинчивать цены

   Когда в феврале сразу на треть подорожали батоны, сайки и хлеб высшего сорта, местные власти успокаивали народ: черный хлеб, прозванный в народе «кирпичом», до нового урожая уж точно останется в прежней цене. «А разве обязательно есть батоны? — недоуменно вскидывает брови генеральный директор ОАО «Ростовхлебпром» Владимир Хахонов. — Я, например, обычный хлеб люблю, а он не подорожал!». Но и «кирпичи» недолго держались — хлеб первого сорта уже подорожал на 20%.
   «Приглашал я руководителей хлебозаводов и просил рассказать, почему у них батоны подорожали на 30%, а хлеб на 20, если тарифы на электроэнергию (ее доля в себестоимости продукции относительно невелика) выросли только на 15%, а мука осталась на прежнем уровне. И внятного объяснения не услышал, — говорит Юрий Овчаров, замминистра экономики области, начальник управления ценовой политики».
   Но никакого права командовать хлебзаводами и призывать их к порядку у Овчарова нет. Воздействовать на хлебопеков можно только морально, воспитательными беседами. А еще - созданием конкурентной среды. Семнадцать крупных хлебозаводов области, объединившиеся в «Ростовхлебпром», заставили бы жителей есть батоны и «кирпичи» и по 10, и по 20 рублей — без хлеба-то не проживешь, если бы не мелкие частные пекарни. Сам Овчаров признался, что как только у них на заводах начинаются какие-нибудь проблемы, падает производство, сразу увеличивается число пекарен. И так же потом уменьшается, когда хлебозаводы снова набирают обороты.
   Но, увы, вместо поддержки малого бизнеса власти по-прежнему вставляют ему палки в колеса. Ростовская мэрия по-прежнему поддерживает крупные предприятия, хлебозаводам решено снизить арендную плату и налог на имущество, для малых же пекарен никаких льгот не предусмотрено. Теперь им еще труднее будет конкурировать с заводами, и многие, по прогнозам специалистов, разорятся и закроются. Поэтому надо готовиться к новому повышению цен на хлеб.