02.06.2003  Москва: "быструю еду" переводят под крыши крупных торговых центров

   В апреле правительство Москвы начало активную войну с антисанитарией, выпустив указ о закрытии всех столичных точек быстрого питания, которые "не соответствуют санэпиднормам" и где отсутствуют канализация и водопровод.
   По утверждению московской мэрии, уличные торговцы дешевой едой - давняя головная боль чиновников - являются основными нарушителями санитарных стандартов.
   Неофициальные же источники вторят другу другу, что с уличным фаст-фудом мэрия решила бороться с подачи настоящих и потенциальных владельцев крупных торговых центров и гипермаркетов.
   Спор о вреде и безопасности быстрого питания - вечный конфликт между диетологами и владельцами ресторанов быстрого питания. На стороне первых - факты. Фаст-фуд (быстрое питание) вызывает ожирение, портит желудок, он противопоказан гипертоникам, людям, страдающим холециститом и сахарным диабетом. На стороне вторых - дешевизна и быстрота обслуживания.
   Кризис 1998 года вызвал стремительный полет предпринимательской мысли, которая была обращена на быстрый возврат небольших инвестиций, который мог бы принести в том числе и дешевый общепит. Так появились блины, картошка и пирожки.
   Темпы роста этого рынка сегодня более чем внушительны. Еще в 2001 году его объемы оценивались примерно в 300 млн долларов, а уже к 2005-му россияне будут готовы покупать гамбургеров на 1,5 млрд долларов в год. Стратегия быстрого питания приобретает теперь новое направление. Владельцы крупных торговых брендов объединились в крупный фаст-альянс, образовывая фуд-корты (ресторанные дворики) во всех гипермаркетах и популярных "ходовых" точках.
   Гипермаркеты в качестве стратегической цели альянсом быстрого питания были выбраны не случайно. В ближайшие два года только в Москве и вблизи нее появится 15 новых торговых центров помимо нескольких десятков уже существующих. Крупные проекты осуществляют владельцы комплексов "Грант" и "Три кита" - через год у этих гигантов появятся торгово-развлекательные пристройки. По свидетельствам представителей фаст-фудовского бизнеса, хорошо организованные фуд-корты (они же ресторанные дворики) в крупных торговых комплексах будут иметь наибольшую рентабельность.
   Двигать рынок быстрого питания в этом направлении выгодно не только крупным предпринимателям, но и московскому правительству. Москва дает землю в аренду под крупные торговые комплексы, а потом получает прибыль не только с них, но и с предприятий обслуживания населения внутри них. Попутно ведется борьба с "хаотичным" и "антисанитарным" малым бизнесом.
   Власти недвусмысленно предупредили, что "мэрия будет способствовать развитию только качественных брендовых сетей фаст-фудов". По грандиозному плану застройки Москвы в ближайшие 12 лет в столице появится более двухсот гипермаркетов, где в основном и будет располагаться весь фаст-фуд в виде уже упомянутых ресторанных двориков (фуд-кортов).
   В апреле этого года московское правительство под видом борьбы с антисанитарией существенно сократило количество мелкорозничных объектов в центральных местах столицы. Также по новому постановлению места для палаток фаст-фудов теперь будут распределяться по конкурсу, где предпочтение отдается исключительно сетевым структурам. Малый бизнес в виде частных палаток с горячими бутербродами практически исключен.
   Во всяком случае, владельцам частных точек придется оплачивать разработку исходно-разрешительной документации, аренду земельного участка и наем охранных структур, которые должны охранять торговые зоны. Времени, сил и денег на оформление нужно столько же, сколько и на частный магазин.
   А скромной публике, похоже, скоро снова придется по старой советской привычке носить с собой бутерброды с колбасой, ведь тратить время на поход в гипермаркет по дороге на работу может далеко не каждый.