21.05.2003 Нижегородская область: замороженные прибыли влекут игроков на рынок мороженого Рынок мороженого Нижнего Новгорода привлекает все новых игроков, хотя суммарные мощности местных производителей значительно превышают объем потребления. В апреле на рынок вышел еще один игрок С холдинг "Поспел", открывший "Фабрику грез". Но оптовики сетуют, что местные производители пока не могут предложить большой выбор и удовлетворить летний пик спроса. По данным Союза мороженщиков России, в прошлом году 13 предприятий Нижегородской области произвели 4898 т мороженого, что на 18,7% больше, чем в 2001 г. По данным областного министерства АПК, крупные и средние предприятия региона выпустили 2757 т (рост на 25,5% к 2001 г.). По оценкам самих производителей мороженого, в 2002 г. они выпустили до 17 000 т. На долю ХК "Окский", ЧП "Пашин" ("Сказка") и ООО "Калинов мост" приходится по 20% всего объема, ХК "Заречный" - 15%, ЗАО "Умка" - 12%, ЧП "Шибаланская" ("Лакомство колибри") - 7%, ООО "Семь гномов" - 3%. По мнению менеджера ЧП "Пашин" Владимира Пронина, такого количества производителей мороженого, как в Нижегородской области, больше нет нигде. Каждый год в регионе появляется новый производитель, который сразу вводит довольно крупные мощности. В апреле холдинг "Поспел", занимающийся мясопереработкой и продуктами глубокой заморозки, начал производство мороженого на своем подразделении "Фабрика грез". Сейчас фабрика выпускает 3 т мороженого в сутки, но, по словам ее директора Игоря Фуфина, уже к следующему сезону производство вырастет до 10 т. "В наших планах - делать новые виды мороженого, которых пока мало на нижегородском рынке", - говорит Фуфин. Планы конкурентов не менее масштабны. Через один-два месяца планирует удвоить объем производства ЧП "Пашин" (марка "Сказка"), которое сейчас выпускает до 20 т в сутки. По словам начальника отдела маркетинга ЗАО "Умка" Ирины Демидовой, к 1 июня предприятие откроет новый варочный цех, который позволит нарастить объем выпуска с 8 т до 16 т в сутки. Заместитель гендиректора дзержинского ООО "Калинов мост" Станислав Мысиянов говорит, что предприятие уже в прошлом году удвоило выпуск мороженого до 30 т в сутки и за счет имеющихся мощностей может довести его до 60 т. "В Нижегородской области нет жесткой конкуренции, есть свободные места на рынке, и производители делят сферы по ценам и ассортименту", - считает он. На 30% (до 1 т в сутки) вырастет в этом году и еще на 15% - в 2004 г. производство борского ЧП "Шибаланская" (марка "Лакомство колибри"), сказала его главный бухгалтер Елена Микешина. Компания "Семь гномов" (Арзамас) делает ставку не на объемы, а на освоение новых видов продукции. По словам гендиректора Геннадия Островского, в этом году будет вложено не менее 1 млн руб. в производство весового мороженого и мороженого в пластиковых стаканчиках, которое предполагается запустить в 2004 г. "Во всем мире мороженое на улице едят мало, в основном его покупают домой, в последние годы потребление весового мороженого увеличивается и в России", - уверяет он. Нижегородские мороженщики все как один отказываются говорить об объемах инвестиций, но в Ассоциации российских производителей мороженого сказали, что создание линии на 8 т в смену может стоить более $1 млн, а на 20 т - более $1,5 млн. Производители оценивают долю ввозного мороженого на нижегородском рынке не выше 7% и говорят, что серьезной конкуренции оно им не составляет. Оптовики дают иную оценку. На оптовой базе ООО "Пайс" сообщили, что производители области пока не балуют потребителей разнообразием эскимо и батончиков. По мнению гендиректора ООО "Велрус" Анатолия Горелова, пока нижегородские производители не могут обеспечить бесперебойные поставки летом, а за пределами областного центра ассортимент эскимо вообще скудный. Он отметил, что выдержать конкуренцию с ввозным мороженым может только нижегородский пломбир, а, например, половина эскимо поступает из других регионов. Фуфин признает скудость местного ассортимента эскимо и объясняет это дороговизной оборудования и более сложным технологическим процессом производства. Он считает, что мощности нижегородских предприятий могут простаивать и потому, что оптовики ищут в других регионах мороженое подешевле, а также потому, "что местные производители делают одно и то же". Исполнительный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов считает, что потребление мороженого в России может возрасти еще как минимум вдвое. "На Западе один человек съедает в год около 7-8 кг, а у нас - всего 2,5 кг, рынок еще необъятный", - говорит он. Исполнительный директор Ассоциации российских производителей мороженого Эдуард Багирян отмечает общую тенденцию к улучшению качества мороженого и увеличению доли дорогого сегмента: "Пока на рынке преобладает стаканчик, но дорогой и средний ценовой сегмент уже составляет 30-40%". |