20.05.2003  Российские бизнесмены осознают важность маркетинга, но не готовы им заниматься

   Российская ассоциация маркетинга в течение полугода проводила среди посетителей своего сайта опрос по проблемам внедрения маркетинга на отечественных предприятиях. Цель опроса — выяснить, кто именно на российских предприятиях отвечает за разработку маркетинговой стратегии. Вопрос читателям сайта был сформулирован в следующей форме: "Кто занимается маркетингом на вашем предприятии?" Результаты опроса РАМ свидетельствуют, что уровень осознания преимуществ маркетинга в России пока остается на недостаточном уровне: только четверть опрошенных сообщили, что на их предприятиях действует отдел маркетинга. Еще на 25% предприятий маркетингом занимается совмещенный отдел маркетинга и рекламы. 15% респондентов отмечают, что на их предприятиях маркетингом никто не занимается. 11% респондентов считает, что руководитель предприятия в состоянии самостоятельно решить все вопросы, связанные со сферой маркетинга. Вероятно, подобный оптимизм в условиях современной российской рыночной ситуации преждевременен. Еще на четверти предприятий, по данным опроса, вопросами маркетинга занимается маркетолог/менеджер по маркетингу, то есть всего один человек. Очевидно, что один сотрудник, даже и разделяя свои обязанности со специалистами по рекламе, не в состоянии разрешить весь комплекс проблем, связанный с исследованиями и решениями проблем в сфере маркетинга на предприятии.
   Результаты опроса свидетельствуют о недостаточном развитии маркетинга на российских предприятиях. Напомним, что ранее Российская ассоциация маркетинга проводила опрос на тему: "Считаете ли вы, что маркетинговая стратегия, разработанная в соответствии с международными стандартами, может быть принята в качестве нематериального актива при оплате капитала компании?". 66% посетителей сайта ответили на этот вопрос положительно.
   Сравнивая результаты двух опросов, приходится констатировать традиционный, видимо, разрыв между теорией и практикой маркетинга в российском бизнесе. С одной стороны, большинство респондентов готовы признать важную роль маркетинговой стратегии в увеличении капитализации компании. С другой — маркетингу готовы уделить достаточное внимание только 25% опрошенных.