19.05.2003  Tez-Tour первой из российских туристических компаний начала экспансию на Украине

   Туристическим компаниям, казалось бы, нетрудно распространять свой бизнес на соседние страны. Им не нужны дорогостоящие заводы, тысячи квадратных метров недвижимости, гигантские размеры собственного капитала. Однако до сих пор ни одной из российских турфирм не удалось организовать крупную сеть продаж на Украине. Tez-Tour, специализирующаяся на путешествиях в Турцию и Египет, пытается опередить конкурентов.
   Tez-Tour родом из Турции – среди ее учредителей есть и российские, и турецкие бизнесмены. Благодаря своим корням компания еще в 1995 году получила максимально возможные скидки от владельцев турецких отелей, что позволило быстро выбиться в лидеры этого популярного направления. В 1997 году Tez-Tour занялась Египтом. Не имея в данном случае уже никаких преференций, компания всего за год вошла в пятерку ведущих компаний, а чуть позже возглавила рейтинги. Следующим направлением стал Таиланд. Теперь Tez-Tour решила расширить территорию продаж своих туров и взялась покорять украинский рынок.
   Планы на счет этой страны у компании грандиозные. Уже летом Tez-Tour в партнерстве с украинской авиакомпанией «Аэросвит» собирается отправить в турецкую Анталью из Киева около 30 000 туристов, что составляет не менее 75% всего украинского турпотока на этом, самом популярном направлении. Кроме того, российская компания намерена контролировать не менее 50% украинского рынка на египетском направлении и достичь максимально возможной доли на таиландском направлении. На экспансию в сопредельное государство Tez-Tour готова потратить как минимум $2 млн.
   Украинский рынок, несмотря на довольно большой оборот – $800 млн – $1 млрд, долгое время не вызывал большого интереса у российских туристических компаний. В первую очередь из-за специфических трудностей с визами. Украина вот уже несколько лет подряд попадает в первые строчки черного списка государств, из которых в страны ЕС прибывает нелегальная рабочая сила, что существенно затрудняет оформление путевок. Именно из-за визовых трудностей был свернут три года назад украинский бизнес российской компании «Натали-турс», лидирующей на испанском направлении.
   Впрочем, расчеты Tez-Tour на быструю и легкую победу на украинском рынке оказались не вполне верными. Местные туроператоры сделали все возможное, чтобы остановить вторжение конкурента из Москвы. По словам эксперта украинского туристического рынка Романа Челнокова, угроза монополизации иностранной компанией самого массового туристического направления привела к тому, что на рынке образовался мощный альянс местных операторов. В его состав вошли 15 фирм – заказчиков чартерных рейсов на Анталью. «Альянсом разработана программа действий, которые позволят как минимум создать массу проблем для Tez-Tour», – говорит Челноков.
   Для начала у Tez-Tour возникли трудности с получением лицензии. Местные фирмы использовали свои связи в государственной туристической администрации Украины, добиваясь того, чтобы Tez-Tour остался без разрешения на деятельность. Несмотря на все препоны, российская компания лицензию все-таки получила, но тут возникла другая проблема. Украинские туристические компании готовы объявить негласный бойкот варягу. Работа на новом рынке предполагает заключение договоров на продажу турпродуктов с местными компаниями. Если же учесть, что практически все мало-мальски значимые киевские турфирмы состоят во фронде, то Tez-Tour может остаться без сбытовой сети.
   В Tez-Tour, правда, утверждают, что все пока идет по плану. По словам Андрея Власова, «украинский офис работает в полном объеме и загрузка на рейсах близка к оптимальной». Комментируя проблему конкуренции с украинскими операторами, глава Tez-Tour заявил, что компания старается избежать конфликтов. «Уже сейчас мы стараемся максимально использовать местных специалистов», – говорит Власов.
   Несмотря на сложности начального этапа, мало кто из российских туроператоров сомневается в том, что Tez-Tour удастся закрепиться на украинской земле. «У этой компании отработанные технологии, хорошие финансовые ресурсы и опыт создания подобных структур в Прибалтике», – говорит заместитель генерального директора «Натали-турс» Татьяна Чувилкина. Руководитель другой компании, просивший не называть его имени, прокомментировал экспансию Tez-Tour так: «Они возьмут свое за счет максимально сниженных цен и качества сервиса. У них очень хорошо отлажено наземное обслуживание в Турции».
   К тому же, по мнению экспертов украинского туристического рынка, местные туристы все чаще выбирают московские фирмы. Цены на перелет из Москвы благодаря большому пассажиропотоку ниже, чем из Киева. По той же причине бронирование гостиниц за рубежом московским турагентствам обходится дешевле.
   Не исключено, что вслед за Tez-Tour расширять свое присутствие на украинском рынке решат и другие крупные российские туристические компании. Например, этим рынком всерьез заинтересовался «Магазин горящих путевок» (МГП), объединяющий под своей маркой 150 агентств. МГП продал мастер-франшизу одному из крупнейших украинских туроператоров – компании «Проланд». По договору обладатель такой франшизы может передавать право использования торговой марки на территории своего государства. Франшиза от МГП уже действует в Латвии и Азербайджане. По словам директора по франчайзингу МГП Владимира Четверкина, выход в ближнее зарубежье является для компании весьма перспективным.
   Правда, работа в странах СНГ, как показал опыт той же «Натали-турс», зачастую выгодна лишь компаниям, специализирующимся на массовых безвизовых направлениях. «Если бы не визовые трудности, то, возможно, мы бы и заинтересовались украинским рынком, – говорит Чувилкина из «Натали-турс». – А пока мы активно развиваем российскую региональную сеть. В структуре наших продаж регионы дают до 60% объемов». Да и многие другие крупные игроки этого рынка считают более перспективной работу на родной земле. «Мы выстраиваем свою региональную сеть в крупных городах-миллионниках, таких, как Екатеринбург, Новосибирск, Самара», – говорит Наталья Новикова, директор департамента маркетинга и рекламы «ВКО-трэвел». А по словам Алексея Каширского, заместителя генерального директора компании «Нева», для его фирмы важнее организация чартеров в Турцию и Болгарию из Калининграда, чем налаживание отношений с украинскими партнерами.