19.05.2003 Программа среднесрочного развития РФ предусматривает открытость экономики России и одновременно комплекс мер по защите отечественного производителя Открытость российской экономики является одним из факторов ускорения структурных преобразований и экономического роста, говорится в Программе среднесрочного развития РФ на 2003-2005 годы. Для этого необходимы устранение избыточного валютного регулирования и контроля, упрощение таможенного администрирования, гармонизация российских стандартов и процедур технического регулирования с международными, снижение, а где это возможно - устранение нетарифных барьеров для внешнеэкономической деятельности. Программа подчеркивает, что, формируя открытую экономику, Россия вправе рассчитывать на аналогичные шаги со стороны своих торговых партнеров. Необходимо активно использовать все инструменты национальной торговой политики для обеспечения благоприятных и недискриминационных условий для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки. Одной из важнейших внешнеэкономических задач составители Программы считают присоединение России к международным торгово-экономическим организациям, в первую очередь – к ВТО. Поэтому необходимо завершить в 2003 году работу по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Это касается государственного регулирования внешнеторговой деятельности, системы стандартизации и подтверждения соответствия, таможенного дела, законодательства в сфере интеллектуальной собственности, защиты внутреннего рынка, ряда других сфер. Другим важнейшим направлением международной интеграции России является вступление в среднесрочной перспективе в качестве полноправного члена в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Важной задачей Российской Федерации является не только отстаивание национальных интересов в рамках международных торгово-экономических организаций, но и активное участие в выработке политики этих организаций на перспективу. Одновременно Программа предусматривает комплекс мер по защите внутреннего рынка. Главной целью здесь является сохранение нормальной конкурентной среды и обеспечение развития наиболее чувствительных (с точки зрения подверженности влиянию внешнеэкономических факторов) секторов российской экономики. Для этого Программа признает необходимым: - формирование эффективных механизмов проведения расследований, предшествующих введению мер по защите внутреннего рынка после принятия федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах во внешней торговле"; - пересмотр перечня товаров, ввозимых из стран-бенефициаров Национальной Системы преференций России, с целью выделения товаров, импорт которых на преференциальных условиях наносит ущерб экономике России; - модернизацию тарифной системы с целью перехода от преимущественно фискальной функции к выполнению роли регулятора конкурентной среды на внутреннем рынке и селективной защиты отдельных сфер. В этих целях необходимо повысить эффективность импортного таможенного тарифа за счет его дифференциации; продолжать развитие таможенной инфраструктуры; сохранять тарифную защиту отраслей, являющихся слабо конкурентоспособными; в то же время либерализировать импортный тариф на товары, которые в России не производятся, производятся в недостаточном количестве или неудовлетворительного качества, и которые необходимы для снижения общеэкономических издержек; отменить экспортные тарифы на продукцию с высокой степенью переработки; совершенствовать автоматизированные системы таможенного оформления грузов и таможенного контроля, включая систему электронной обработки таможенных деклараций. Важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности государства, говорится в Программе, является стимулирование экспорта - создание более благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки. Для этого в 2003 - 2005 годах намечены следующие мероприятия: - создание системы государственного страхования и гарантирования российских экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков; - ежегодное определение объемов средств федерального бюджета, выделяемых на поддержку экспорта российской промышленной продукции и услуг, а также направлений использования этих средств; - поддержка участия российских организаций в реализации инвестиционных проектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования, в том числе на основе межправительственных соглашений; - поддержка участия отечественных предприятий в международных проектах; - введение в действие системы внешнеторговой информации, объединяющей информационные массивы уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их региональных представительств, а также зарубежных торговых представительств России; - проведение с участием представителей бизнес-сообщества комплексного анализа мировых рынков продукции с выделением секторов, в которых Россия может конкурировать с ведущими мировыми экспортерами, обеспечение широкой доступности результатов этого анализа; - формирование системы мониторинга факторов, препятствующих экспорту товаров и услуг, с целью обеспечения благоприятных условий доступа товаров и услуг на международные рынки сбыта, предотвращения или эффективного разрешения торговых споров; - совершенствование мер таможенно-тарифного и налогового регулирования экспорта промышленной продукции; - разработка методологического подхода к определению видов продукции, на которые предполагается изменять ставки таможенных пошлин с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках; - усиление межведомственной координации в сфере содействия экспорту российских товаров и услуг путем создания межведомственной комиссии по поддержке экспорта, обеспечение эффективного взаимодействия по вопросам содействия экспорту органов государственной власти с бизнес-ассоциациями. В Программе также сформулированы международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики. В первую очередь к ним относятся: - формирование Единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана, Украины и других заинтересованных и готовых к этому стран, предусматривающего поэтапное введение в отношениях между ними принципов свободного движения товаров, капиталов и услуг; - завершение формирования зоны свободной торговли государств СНГ, предусматривающей постепенную отмену во взаимной торговле тарифных и нетарифных барьеров и ограничений; - взаимодействие с ЕС в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с целью дальнейшего углубления торгово-экономических связей. Особое внимание будет уделено вопросам последствий расширения ЕС за счет стран Центральной и Восточной Европы и Прибалтики, включая вопросы Калининградской области; - концентрация торговых отношений с США, Японией, КНР и другими торговыми партнерами России на поисках новых возможностей для развития торговли и капиталовложений; - завершение переговоров с заинтересованными странами по заключению соглашений о защите и поощрении капиталовложений на основе российского типового проекта такого соглашения. |