14.05.2003 "Пивоварня Иван Таранов": продаже пива в России мешает водочное лобби Компания "Пивоварни Ивана Таранова" была создана в 1998 г. группой предпринимателей, которые до этого занимались продажами в России импортного пива. В прошлом году ПИТ контролировала около 4% производства пива в России. Сегодня владельцем блокирующего пакета ООО "ПИТ" является инвестфонд TPG Aurora, работавший с MTV Russia, сетью аптек "36,6", "Штерн-цементом", "Версателом". Остальными соучредителями являются около 20 частных лиц - по большей части руководители компании. Основными руководителями компании являются ее президент Александр Лифшиц и председатель наблюдательного совета Евгений Кашпер. По словам Евгения Кашпера, название компании появилось в связи со стремлением ее основателей опереться на российские традиции пивоварения. «Ведь "Балтикой" владеют датский и английский концерны, "Старым мельником" - турецкий, "Золотой бочкой" - южноафриканский, "Бочкаревым" - голландский и т. д. Иван Таранов - это реальный исторический персонаж: поэт, пилот и пивовар. Он олицетворяет собой русскую романтику, благородство и широту души. Лозунг нашей компании - "Традиции, прогресс, качество". Мы решили, что по своему духу Таранов очень близок этой идеологии. Конечно, после телевизионной рекламы Иван Таранов стал персонажем, известным по всей стране. В дореволюционное время это был разносторонний, но скромный человек, который варил пиво и при этом увлекался самыми разнообразными вещами, как, например, литература и авиация. В Московском музее авиации даже работает выставка, посвященная этому замечательному человеку». История компании началась с покупки в 1998 году двух небольших заводов - бывшего Brauerei Koenigsberg у немецкой компании AMS в Калининграде и Новотроицкого пивоваренного завода. В 1999 г. предприятия компании сварили примерно 150 000 гектолитров пива, а в нынешнем, 2003 г., планируют сварить в 25 раз больше. Дальнейшее развитие компании и всего пивоваренного дела в России зависит, по мнению Кашпера, от действий нашего правительства и тенденций развития рынка. Он считает, что теперешнее сокращение производства пива (на 5% по сравнению с I кварталом прошлого года) произошло не из-за насыщения рынка, а, прежде всего, из-за отсутствия поддержки пивоваров со стороны государства. «Среднедушевой уровень потребления пива в России может составить 90 л против нынешних 47 л, если правительство не будет заниматься активной протекционистской политикой в области комплектующих и сырья, резко повышать акцизы и, самое главное, начнет заставлять производителей спиртного платить нормальные налоги». Мешают и усилия «водочного лобби»: «В дополнение к ведущим производителям водки влияние имеют и люди, защищающие нелегальный оборот спиртного, который оценивается в $5 млрд. Это серьезная сила. Ведь в начале года акцизы на пиво были подняты на 25%, а на водку и большинство остальной алкогольной продукции - на 15%. Сейчас говорят об очередном повышении акциза на пиво. При столь резком увеличении налогового бремени о росте рынка можно забыть». По расчетам Кашпера, пиво продолжает оставаться предметом роскоши для половины населения страны: «Если бутылка пива стоит 13 - 14 руб., средний потребитель должен потратить 400 руб. в месяц, чтобы попить пива 2 - 3 раза в неделю (шесть бутылок), в то время как большинство населения зарабатывает не более 4000 руб. в месяц». Отсюда структура потребления выпивки: в России намного больше пьют спиртного, в Европе - пива, и главная причина этого - не любовь к водке, а цены. «Если у нас стоимость бутылки водки эквивалентна 3 - 4 бутылкам пива, то в Европе водка и прочие крепкие напитки в 20 раз дороже пива. Поэтому доводы, которые приводят представители водочного лобби в пользу усиления налогообложения пива вроде насаждения пивного алкоголизма, при сегодняшней ситуации просто смешны»- говорит Кашпер. Несмотря на неблагоприятную ситуацию, компания планирует увеличивать производство продукции: «У нас одна задача - расти. Есть новые марки, которые мы еще не вывели на рынок, - это международный сильный брэнд, который появится к концу лета, - новые виды упаковок для существующих брэндов и возможность начать продажи в новых регионах страны, где наша продукция еще не представлена». Недавно на встрече с президентом Белоруссии руководители ПИТ обсуждали возможности инвестирования в пивоваренную отрасль соседней республики путем реконструкции Бобруйского пивзавода. «Мое видение рынка и компании такое, что через 6 - 7 лет на рынке останутся лишь три ведущие компании и наша задача - стать одним из этих трех крупнейших игроков» - сказал Евгений Кашпер. |