16.05.2003 Эксперты считают, что Россия стоит на грани грандиозного потребительского бума Уровень жизни значительной части населения России в последние годы значительно возрос и, как утверждают эксперты, это не предел. Несколько лет "нефтяного рая" и политической стабильности наконец-то дали многим россиянам возможность обеспечить себе более или менее достойный (по российским масштабам) уровень жизни. Поредевший после августа 98-го средний класс вновь начал заметно увеличиваться в числе, а его потребительские запросы – в объемах. В связи с этим многие эксперты сходятся во мнении, что современная Россия стоит на грани грандиозного потребительского бума, через который уже прошло большинство наиболее развитых стран. Этот бум не ограничится одним лишь ростом предложения потребительских товаров и услуг. Ожидается, что он будет сопровождаться революционными изменениями в ряде смежных сфер экономики, прежде всего в кредитно-финансовой и ипотеке. До последнего времени именно ряд проблем в этих областях оставался фактором, сдерживающим потребительские возможности большинства россиян и, как следствие, "революцию" в данной сфере. И вот, похоже, лед тронулся... Как считают эксперты одной из ведущих мировых консалтинговых компаний Ernst & Young, в самом скором времени в России ожидается стремительный рост системы потребительского кредитования. На сегодняшний день в России скопилось достаточное количество денег, которые не находят применения. Средства физических лиц на банковских счетах выросли с 304 млрд рублей в начале 2001 года до 649 млрд рублей в 2003 году, что представляет собой почти 60-процентный рост в реальном выражении. Банки пытаются получить по этитм деньгам хоть какую-нибудь доходность, что с каждым разом становится все труднее. С другой стороны, в последние два года для крупных российских компаний и банков начал открываться и международный рынок капитала, позволяющий привлекать займы по неуклонно снижающимся процентным ставкам. Таким образом, одной из основных сфер, где в ближайшее время могут активно поработать "дешевые" деньги, представители кредитных организаций видят сектор потребительского и ипотечного кредитования. Если рассматривать сферу кредитования покупок товаров длительного спроса, то можно с уверенностью сказать, что потребительский бум в России уже начался. Что касается рынка бытовой техники, то здесь кредитные организации обосновались прочно и надолго. Средний срок возврата кредитов на покупку россиянами бытовой техники составляет 4-5 месяцев. На эти сроки российские банки могут выдать кредиты за счет собственной депозитной базы, не прибегая к привлечению средств со стороны. Спрос на эти услуги оказался более чем высоким. Несколько медленнее система кредитования развивается на рынке мебели. Во многом это связано с тем, что сети розничной торговли мебелью еще не достигли того уровня, на котором находятся торговцы бытовой техникой. Крупнейшая шведская мебельная компания IKEA с двумя мега-центрами в Москве для кредитования своих покупателей выбрала в качестве партнера "Дельта-Кредит" - специализированный банк потребительского кредитования с иностранным капиталом. Другим активным игроком на рынке финансирования покупок мебели является банк "Первое ОВК", который предоставляет кредиты в магазинах фирм "Три Кита" и "Гранд". Наиболее интересным моментом в сфере потребительского кредитования является рынок автокредита, начавший активно развиваться с 2002 года. Поскольку займы на приобретение автомобилей обычно предоставляются на больший срок по сравнению с другими потребительскими кредитами (приблизительно на год-полтора), банкам-кредиторам, как правило, требуется доступ к внешнему финансированию. На этом рынке уже активно действуют около десяти крупных банков. Некоторые из них, как, например, "Русский Стандарт" или "Первое ОВК", выстраивают отношения с дилерами, продающими в основном российские автомобили. Другие, как, "Райффайзенбанк" или "Международный Московский банк", предлагают кредитование в основном для приобретения автомобилей иностранного производства. Что касается продвижения потребительско-кредитной деятельности банков за пределы мегаполисов, то здесь также существует много вопросов. Приход специализированных банков потребительского кредита в регионы будет зависеть от региональной экспансии розничных сетей и развития карточных терминалов. По мнению экспертов Ernst & Young, в ближайшие три года розничные сети появятся только в городах с населением свыше миллиона человек. Это означает, что практически половина розничного рынка не будет охвачена ни одной программой. И все же, каким бы привлекательным ни выглядел сегодняшний рост объемов потребительского кредитования, основным бизнесом в этой сфере должно стать ипотечное кредитование. По мнению экспертов Ernst & Young, примерно половина чистого процентного дохода, полученного в секторе российского потребительского кредитования в 2008 году, придется на долю ипотечных кредитов, и эта доля в дальнейшем будет продолжать увеличиваться. На данный момент в сфере ипотеки существует ряд проблем которые, по мнению аналитиков, могут быть устранены в ближайшие 5-7 лет. Первое и наиболее очевидное препятствие - это отсутствие в России по-настоящему "длинных" денег. Сроки ипотечных кредитов достаточно длинны, что порождает проблемы с привлечением средств для самих кредитных организаций. Другой важнейшей проблемой является отсутствие ключевого законодательства в области ипотеки. В России закон о ценных бумагах, обеспеченных закладными, находится на стадии разработки. Еще одной из проблем является то, что спрос на ипотечные кредиты по ставкам в 12-15% достаточно ограничен. По такой ставке большинство потенциальных клиентов по-прежнему будут продолжать снимать квартиру или брать в долг у друзей и родственников. Это значит, что при нынешнем уровне ставок банки могут столкнуться с недостатком спроса уже в следующем году. Следовательно, для того чтобы рынок состоялся, ставки по ипотечного кредитования должны упасть ниже 10%. С учетом прогнозов ситуации на российском и международных кредитных рынках, подобное развитие событий выглядит вполне возможным. Но, по мнению аналитиков, как бы ни снижались процентные ставки всех видов кредитования, российские потребители будут достаточно медленно менять свои привычки покупать за наличные или занимать у родственников и близких. С уверенностью в завтрашнем дне у жителей России пока еще достаточно тяжело. |