14.05.2003  Если американцам удастся открыть российский рынок для ГМ-продуктов, Россия никогда не станет крупным экспортером продовольствия

   Вчера в Торгово-промышленной палате России состоялись общественные слушания по поводу перспектив развития в стране производства генетически модифицированных (ГМ) продуктов и сырья. Главным докладчиком на мероприятии стал директор российского центра «Биоинженерия» Константин Скрябин. Глава «Биоинженерии», работающий в тесном контакте с американской компаний Monsanto, в настоящий момент пытается убедить руководство России и некоторых крупных предпринимателей в перспективности развития в России ГМ-технологий. Особенно плотно г-н Скрябин, специализирующийся на генетически измененном картофеле, «окучивает» чиновников из Минсельхоза.
   После состоявшегося в начале мая визита в США и Канаду российского министра сельского хозяйства Алексея Гордеева окончательно стало ясно, что судьба ГМ-культур в России будет определена в кратчайшие сроки. Cкорее всего, ГМ-культуры, фактически запрещенные в Европе, в нашей стране получат «зеленый свет».
   Характерно, что «Биоинженерия», как и занимающиеся разработкой ГМ-технологий американские компании, в основном пытаются продвигать свои идеи «сверху», то есть стараются заручиться поддержкой правительства, а не рядовых фермеров. Действительно, как показывает опыт США, развитие ГМ-сельского хозяйства как бизнеса в чистой форме, без государственной поддержки, невозможно. «В настоящий момент около трети всех потребляемых в США продуктов являются генетически модифицированными, – сказал российский эксперт. – Большинство американцев искренне верят, что ГМ-продукты абсолютно безвредны, или же просто не догадываются, что употребляют их в пищу. Дело в том, что ГМ-продукты в США сейчас никак не маркируются. Это произошло после того, как компания Monsanto, известная своими крепкими лоббистскими позициями в администрации США, сумела «убедить» американское министерство здравоохранения (FDA), что ГМ-продукты ничем не отличаются от обычных, поэтому специально маркировать их нет никакого смысла». Как свидетельствует европейский опыт, стоит указать на упаковке «генетически модифицировано», как продажи этого продукта резко снижаются. Неудивительно, что в Европе ГМ-сельское хозяйство так и не начало развиваться. В настоящий момент на США приходится около 70% мирового ГМ-сельского хозяйства, а остальное – это находящиеся в зоне американского влияния Канада и Аргентина.
   Сейчас, используя желание России помириться с Вашингтоном после размолвки из-за войны в Ираке, американские компании пытаются добиться от российского руководства определенных уступок в области развития американцами этого бизнеса на очень перспективном российском рынке. Причем, судя по всему, американские компании пытаются действовать в России так же, как и у себя на родине: добиться поддержки у определенных госчиновников с тем, чтобы они создали для них льготный режим.
   В настоящий момент в мире стремительными темпами развивается органическое сельское хозяйство, основанное исключительно на натуральных технологиях. Россия за счет дешевой рабочей силы и низкой химизации сельского хозяйства является одним из ведущих поставщиков на мировые рынки экологически чистого продовольствия. Однако если в стране широкое распространение получит ГМ-сельское хозяйство, то об этом можно будет забыть: большинство стран, включая Европу, Китай и Индию, отказываются покупать «генетические» продукты питания.