13.05.2003  Транспортники и туроператоры подсчитывают убытки

   В конце майских праздников российские власти официально решили ограничить сообщение с Китаем, где находится основной очаг атипичной пневмонии. Впрочем, работающие на китайском направлении авиакомпании и туроператоры начали сокращать этот бизнес по доброй воле - из-за отсутствия спроса - и подсчитывать убытки.
   9 мая руководитель Госслужбы гражданской авиации Александр Нерадько рекомендовал авиакомпаниям приостановить продажу и бронирование мест на регулярные пассажирские, грузовые и почтовые авиарейсы в Китай. Заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков говорит, что по согласованию с властями авиакомпания продолжает продавать и бронировать билеты в Китай, но полеты будут осуществляться при соблюдении карантинных мер. "На китайском направлении у нас было 15 регулярных пассажирских рейсов в неделю, мы сократим их число вдвое", - говорит Кошляков. При загрузке самолета в 65% и цене билета около $700 "Аэрофлот" недополучит до $1 млн в неделю. Но Кошляков уверяет, что можно избежать убытков, переставив самолеты на рейсы в США и Европу. В пресс-службе авиакомпании "Ист Лайн" сообщили, что регулярные грузовые рейсы в Китай и обратно (50 в месяц) выполняются по графику, а вот число чартеров пришлось урезать со 130 до 40. По оценке президента Ассоциации авиационных грузовых операторов Анатолия Кондратьева, доходы "Ист Лайна" сократились на $9 млн в месяц, а всех грузовых перевозчиков - примерно на $20 млн. "Атипичная пневмония - такой же удар по мировой авиаиндустрии, как трагедия 11 сентября в США. И эта отрасль может опять не показать роста по итогам 2003 г. ", - говорит аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова.
   Еще одна отрасль, уже пострадавшая от эпидемии, - туризм. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина считает, что атипичная пневмония нанесла туристическому бизнесу даже больший ущерб, чем война в Ираке. "Если бизнесмены еще по инерции продолжали летать в Китай, то туристический поток в этом направлении сразу после объявления о вирусе в апреле упал на 80% ", - говорит Тюрина. Сейчас во многих турфирмах менеджеры, занимавшиеся Китаем, отправлены в отпуск. Эксперт группы "Ист Лайн" по туризму Римма Ильясова говорит, что с 25 апреля у компании не вылетел в Китай ни один шоп-турист. "Шопинг стал бессмысленным, потому что китайские власти закрыли все рынки ориентировочно до 18 мая. Майская турпрограмма тоже загублена. Кроме того, и бизнесменам стало некуда лететь: ряд выставок - автомобильная в Тайване, продовольственная в Шанхае и сувенирная в Гуанчжоу - отменены или перенесены на лето", - рассказывает Ильясова.
   В МПС уже оценили дополнительные расходы железных дорог в связи с эпидемией в 200 млн руб. ежемесячно. Но общих расчетов ущерба российской экономики из-за SARS пока нет, говорит высокопоставленный чиновник Минэкономразвития. Главный экономист "Тройки Диалог " Евгений Гавриленков считает, что конкретные цифры ущерба появятся только тогда, когда станет ясен размах и продолжительность эпидемии.