13.05.2003  Усиление западных операторов наружной рекламы ударит по отечественным рекламодателям

   В начале мая Максим Ткачев, до последнего времени глава рекламного агентства News Outdoor Russia, начал исполнять обязанности управляющего директора международной компании News Outdoor Group, дивизиона наружной рекламы медиакорпорации News Corp (принадлежит миллиардеру Руперту Мердоку). А сама News Outdoor Group в настоящее время переводит свой головной офис из Лондона в Москву. На сегодняшний день News Outdoor Russia принадлежит более 10 тысяч конструкций наружной рекламы в 86 городах России.
   По словам Игоря Пронина, генерального директора компании «Саймон наружная реклама», News Outdoor Russia будет продолжать поглощение более мелких российских компаний и таким образом усиливать свои позиции. Другие участники рынка согласны с тем, что дальнейшая экспансия News Outdoor приведет к постепенному поглощению более мелких игроков. Кроме того, по их мнению, вполне возможно, что другие западные компании тоже активизируются в России, чтобы не потерять своих позиций в различных секторах рынка из-за наступления News Outdoor. «Перевод штаб-квартиры News Outoor Group может стимулировать других операторов с западным капиталом упрочить в России свои позиции. Это, с одной стороны, позитивный момент, потому что западные компании сильнее отечественных в технологиях и в деле организации бизнеса», – сказал Владимир Пантюхин, председатель комитета по наружной рекламе Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА). В то же время, по его словам, от экспансии западных фирм в первую очередь пострадают российские рекламодатели. По сравнению с транснациональными брэндами они имеют небольшие рекламные бюджеты, поэтому в большинстве случаев «западники», несомненно, предпочтут зарубежного рекламодателя отечественному. «Я не уверен, что западные компании, ориентированные на рекламу транснациональных брэндов, будут внимательно относиться к отечественным рекламодателям, – говорит г-н Пантюхин. – Нам важно, чтобы развивался именно отечественный бизнес наружной рекламы. В нынешних же условиях российским контракторам очень сложно конкурировать с News Outdoor». По мнению представителя РАРА, сегодня западным компаниям в ряде случаев легче работать в России с точки зрения налогообложения. Поэтому оптимальное решение – законодательно поставить в равные условия западные и отечественные компании.
   По мнению участников рынка, усиление иностранных операторов на рекламном рынке может принести не только экономические, но и идеологические проблемы. Известно, что Руперт Мердок всегда проявлял интерес к покупке российских СМИ. Им уже предпринимались попытки купить акции «Медиа-Моста» и ОРТ. В свое время Госдума РФ даже приняла федеральный закон «Об особенностях распоряжения акциями ОАО «ОРТ», чтобы не допустить сделку по ОРТ, а президент Борис Ельцин подписал указ, который обеспечил ОРТ кредитной линией на 100 млн долларов под залог акций. «Наружная реклама по своей сути – средство массовой информации, инструмент пропаганды. И с этой точки зрения то, кому принадлежат конструкции наружной рекламы, принципиально важно», – сказал руководитель одной из отечественных фирм-контракторов.