13.05.2003 Без документа о страховании не может быть выдана лицензия ни кинотеатру, ни ларьку О проблемах страхового дела в России рассказал в интервью газете «Финансовые известия» Генеральный директор страховой компании "Согласие" Игорь Жук. Он целиком одобряет новый закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности", и не сомневается, что его нормы вступят в силу в июле этого года. По его мнению, страховые компании безусловно успеют подготовиться к этому событию и по компенсационным выплатам застрахованным автомобилистам проблем не возникнет - «все более-менее отрегулировано и расписано». Но есть вещи, по словам Игоря Жука, по которым страховщики пока работают «в почти "безвоздушном пространстве", в котором нет и не может быть никакой конкретики, пока не будут приняты нормы закона на государственном уровне. К ним относятся, например, выплаты, связанные с инвалидностью, полученной в результате ДТП)». Оказывается, в России практически нет судебной практики по возмещению ущерба жизни и здоровью с участием страховых компаний. «Возьмите любую страховую компанию, - говорит И.Жук - она назовет вам единичные случаи ответственности компании по жизни и здоровью и несколько тысяч случаев ответственности по "железу". Такая у нас страна - жизнь человека, к сожалению, увы, ничего не стоит. И если мы не заставим по этому поводу подумать правительство и самих людей (именно заставим), то итог - выплата реального возмещения по страхованию человеческой жизни - будет очень печален». Изменить ситуацию можно только через закон. По мнению Игоря Жука, страховать можно (и нужно) практически от всего – «можно предусмотреть механизм там, где есть зона ответственности. У любого бизнесмена или чиновника есть зона его ответственности. И хорошо ли, на ваш взгляд, они соблюдают зону ответственности? Нет, потому что система позволяет им этого не делать. Возьмем случаи терактов на массовых зрелищах. Устроители этих мероприятий могут найти дополнительные средства, чтобы застраховать свою ответственность перед людьми, посещающими концерты и спектакли. Но власть не обязала организаторов этих мероприятий это сделать. Пострадавшие не должны выступать в роли просителей ни при каком случае! Власть должна заставить - именно заставить - владельцев любых общественных мест страховать свою ответственность перед посетителями». «Нужен документ, в котором бы говорилось, что представление не может состояться, если нет страховки, - утверждает И.Жук. - без нее не может быть выдана лицензия, например, кинотеатру или ларьку, торгующему пирожками. Предприниматель приходит за полисом в страховую компанию, а компания выдвигает ему ряд требований (например, к системе охраны и пожаротушения, соблюдению санитарно-технических норм). Если этих пунктов нет, то страховая компания либо отказывается страховать, либо назначает такую цену, что предпринимателю гораздо выгоднее будет выполнить необходимые требования. Вот вам и рыночный механизм заботы о потребителях услуги. Власть просто должна хотеть заставить предпринимателей финансово отвечать за то, что у них происходит. Конечно, будут люди (и даже представители целых отраслей), которые будут противодействовать этим решениям». В Москве, отмечает И.Жук, только 12% автовладельцев добровольно застраховало свою ответственность. По стране эти цифры и того ниже - около 6%. Именно поэтому нужно определенное «давление» со стороны государства. «Главный уклон закона - в пользу защиты личности и здоровья человека. Поэтому если мы говорим, кому нужен этот закон, то он нужен 30 тысячам погибших в ДТП, семьи которых ничего не получили. А популистские заявления о том, что обязательное страхование ответственности на транспорте - это бремя и налог, в корне не верны» - заявил директор страховой компании. Он также особо отметил, что тарифы, предложенные страховщиками, не поднимают стоимость страховки в зависимости от мощности двигателя, как предлагает это сделать Минфин. «Минфин считает, что владелец "Мерседеса" должен платить больше. Что это, если не социальный, политический заказ? Неужели "Мерседесы" чаще бывают в авариях, чем "Жигули"? Нет, это просто политическое решение» - считает И.Жук. В заключение руководитель «Согласия» отметил, что, если выплаты будут идти без сбоев и в заранее оговоренном объеме, то через автогражданку люди постепенно поверят в то, что застраховаться можно если не от всего, то хотя бы от очевидных неприятностей. |