30.04.2003  Москва: Юрий Лужков запретил рынку "Горбушкин двор" расширяться

   Расширение торговых площадей ТК "Горбушкин двор" на территории московского телевизионного завода "Рубин" может быть отложено как минимум до 2005 г. Мэр Москвы Юрий Лужков поставил судьбу комплекса в зависимость от развития дорожной и социальной инфраструктуры в районе "Рубина". Эксперты считают, что ко времени, когда претензии города удастся снять, расширение торгового комплекса уже не будет иметь смысла.
   Концепцию развития "Рубина" предложил Москомархитектуры, разработавший ее по заказу предприятия. Ее обсуждению вчера было посвящено заседание московского правительства. Концепцией предлагалось увеличить площади самого крупного торгового комплекса Москвы, специализирующегося на торговле электроникой и бытовой техникой, в 2,5-3 раза. Сейчас площадь принадлежащих ОАО "Московский телевизионный завод "Рубин" комплексов "Ля-ля парк" и "Горбушкин двор" составляет 30 000-40 000 кв. м. Согласно концепции к ним должны были быть добавлены еще 111 000 кв. м общей площади в торговых центрах (47 600 кв. м торговой и 40 900 кв. м офисной площади). По словам председателя Москомархитектуры Александра Кузьмина, 84 000 кв. м предполагалось открыть непосредственно в цехах завода "Рубин".
   Однако этот план в правительстве города не поддержали. Основным оппонентом выступил мэр Москвы Юрий Лужков. Он предложил наложить мораторий на строительство любых торговых площадей на территории "Рубина" и рядом с ним. Свою инициативу Лужков объяснил тем, что "все это отрицательно влияет на население". "Не отработать эти вопросы - значит поссорить власть с жителями. Дальнейшее развитие территории можно будет рассмотреть, если только строительство дорог, парковок и переходов решит вопросы транспортной нагрузки в районе", - заявил Лужков.
   По мнению градоначальника, большинство этих вопросов решила бы вторая, социальная часть концепции - только она и была принята вчера. Эта часть предусматривает строительство, в частности, второго паркинга на 880 мест на территории "Рубина", расширение ул. Барклая и Багратионовского проезда, строительство надземных переходов у "Горбушкиного двора", установку шумозащитных окон в семи домах рядом с торговым комплексом и т.д.
   Больше всех это решение устроило основного конкурента МТЗ "Рубин" - группу компаний "Горбушка". "Горбушка" давно протестовала против расширения "Горбушкиного двора". Сама она оказалась в похожей ситуации несколько месяцев назад. "Горбушка" планировала построить торговый центр площадью 42 000 кв. м рядом со станцией метро "Багратионовская" (специально под этот проект в 1998 г. были куплены права аренды на участок в 1,3 га). Однако из-за протестов жителей параметры проекта были урезаны до 5000 кв. м. "Если бы концепция была одобрена, потенциал района был бы исчерпан только "Рубином", ни "Горбушка", ни другие компании развиваться не могли бы", - заявил вчера председатель правления группы "Горбушка" Гарегин Григорян.
   Правда, на "Рубине" тоже утверждают, что решением мэра вполне довольны. "Если город предложил реализовать эту программу, почему нас она должна не устраивать? Нам достаточно существующих площадей, ведь район не безразмерный", - сказал вчера гендиректор ОАО "МТЗ "Рубин" Александр Олейник.
   Правда, эксперты полагают, что поводов для оптимизма у "Рубина" немного. Во-первых, выполнение социальной концепции потребует очень больших инвестиций, которые без расширения торговли будет искать весьма сложно. По оценкам гендиректора компании "Магазин магазинов" Анны Ширяевой, только строительство паркинга обойдется "Рубину" примерно в $6,5 млн.
   Во-вторых, реализация программы потребует времени. Например, выполнение некоторых ее пунктов (расширение ул. Барклая и Кастанаевской и Багратионовского проезда запланировано на 2005-2006 гг.). А к тому времени расширение "Горбушкиного двора" может потерять актуальность. Директор по маркетингу сети "М. Видео" Михаил Кучмент говорит, что не видит перспектив для расширения комплекса такого типа. "Там пересекаются интересы трех групп: мелких арендаторов, крупных оптовиков и арендодателей, вследствие чего нередко возникают конфликты. Это экономически невыгодная модель. К тому же сохраняется тенденция по увеличению доли сетей и снижению доли рыночных комплексов в продажах электроники", - говорит он.