25.04.2003  Русский телевизор – самый рекламный телевизор в мире

   Рынок рекламы в России окончательно восстановился после кризиса 1998 года. По сравнению с первым кварталом прошлого года прирост медийного рынка рекламы составил 35%. К концу года общий рынок должен составить $4 млрд. В этом году впервые экспертный совет Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) подвел квартальные итоги по оценке рекламных затрат. Как говорится в сообщении РАРА, объем российского рынка медийной рекламы в первом квартале 2003 года составил $520-540 млн (рост на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года). По данным службы TNS Gallup AdFact, самое значительное увеличение объемов размещаемой рекламы продемонстрировали телевидение и журналы – около 45%. На остальных основных сегментах рынка прирост составил 25-35%. Доля же региональной рекламы сохранилась на прежнем уровне: на нее пришлась четверть всех рекламных затрат производителей товаров и услуг в медиа. По словам гендиректора TNS Gallup AdFact Руслана Тагиева, «несмотря на снижение общего процента прироста рекламного рынка в первом квартале 2003 года по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, отечественный рекламный рынок продолжает демонстрировать активные показатели роста... Данный факт является особенно очевидным на фоне общемировых показателей». Эксперты отмечают, что экономическая рецессия, которая началась в США в конце 2000 года и усугубилась после 11 сентября 2001 года, оказала наибольшее негативное влияние на развитие мирового рекламного рынка. По последним прогнозам CMR/TNS – компании, специализирующейся на мониторинге рекламы, в 2003 году в мире рекламные расходы производителей товаров и услуг возрастут на 3,3%, достигнув уровня $117,5 млрд. Аналитики рекламного рынка ожидают, что в 2003 году наибольший рост (4,5%) рекламный рынок продемонстрирует в первой половине года (по сравнению с тем же периодом прошлого года). Снижение темпов роста рекламных затрат ожидается в третьем и четвертом кварталах 2003 года (2,7% и 1,6% соответственно) по сравнению с более высокими показателями конца прошлого года, когда рекламный рынок начал демонстрировать постепенный рост. Наибольшее развитие в мире продемонстрирует, по данным CMR/TNS, реклама в Интернете (7,4%) и на кабельном телевидении (4,8%). Как отметил в беседе с корреспондентом руководитель РАРА Владимир Евстафьев, ожидания рекламного рынка на его рост оправдываются: «Все идет своим чередом». По его словам, первый квартал традиционно демонстрирует немного меньший рост, чем второй и третий. Тем не менее рост в 35%, по словам Евстафьева, «блестящий результат». Объясняя наибольший рост рекламы на телевидении и в журналах, он отметил, что «телевидение – самое агрессивное СМИ, оно задает цены для всех СМИ, кроме наружки, а цены на ТВ растут». Что касается журналов, то этот рост объемов рекламы демонстрируют прежде всего люксовые журналы, которые «достают того рекламодателя, которого не достанешь через другие СМИ, – для рекламы товаров люксовой категории: дорогих аксессуаров, обуви, одежды, поэтому там идет стабильное увеличение». А отвечая на вопрос о том, будет ли процентное соотношение роста рекламы в определенных сегментах рынка в будущем таким же, Евстафьев ответил: «Трудно говорить, как это будет между собой сбалансировано». Однако то, что «рост идет и рынок не снижается – это уже очень многое». К окончанию года российский рекламный рынок, по мнению Евстафьева, может продемонстрировать рост на 50%, как это было и в прошлом году. «Думаю, шансы на то, что рынок выйдет к четырем миллиардам, очень велики», – отметил он. Он также обращает внимание на то, что данные, которые обнародовал экспертный совет РАРА, затрагивают только медийную рекламу, которую проще всего отследить. Все остальные сегменты рекламы, такие, например, как прямой маркетинг, в этом исследовании не представлены – поквартально их оценивать трудно.