25.04.2003  Баку: состоялся семинар Объединения коммерсантов и производителей, посвященный вопросу вступления в ВТО

   В Баку прошел очередной семинар Объединения коммерсантов и производителей, посвященный вопросу вступления Азербайджана во Всемирную торговую организацию (ВТО).
   Мероприятие проводилось при финансовой поддержке Международного агентства развития США и фонда "Евразия" и было посвящено теме "Ресурс-центр по эффективности экспортно-импортных операций". Помимо представителей неправительственных организаций, на семинаре также участвовали бизнесмены, сотрудники различных государственных ведомств и организаций, ученые.
   Выступивший эксперт TACIS Магомед Джамилов проинформировал собравшихся о плюсах и минусах членства в ВТО и необходимой работе, которую надо провести до вступления в организацию. Он напомнил, что она была созданна в 1994 году на базе многосторонних торговых взаимоотношений и контролирует ныне 95% мирового товарооборота.
   По словам эксперта, в целях подготовки к вступлению в ВТО Азербайджану необходимо принять ряд законов. Во всяком случае, опыт стран-членов показывает, что все они впоследствии вынуждены были разработать ряд таковых. Среди них закон по демпинговым мерам экспортеров. Здесь многое будет зависеть от позиции правительства.
   Оказывается, по правилам организации, заявка от страны, пострадавшей в результате демпинга экспортеров, будет рассмотрена только в том случае, если правительство представит в ВТО неопровержимые доказательства того, что экспортеры нанесли экономике страны серьезный ущерб. При этом М.Джамилов оговорил, что в нормативных актах организации вообще нет понятия "серьезный ущерб" и потому в качестве доказательств надо будет представить и обращения от внутренних производителей данного вида продукции, которым принадлежит 25% рынка. Надо будет доказывать ВТО, что такой экспорт приводит к подавлению национального производства и грозит банкротством азербайджанским субъектам предпринимательства.
   Если заявка будет принята, то, скорее всего, она будет рассмотрена в течение 12-18 месяцев. Эксперт подчеркнул, что в основном страны-члены обращаются в ВТО именно с этой целью, хотя процедура рассмотрения заявки стоит достаточно дорого.
   М.Джамилов отметил, что государства, вступившие в ВТО, вынуждены были принять несколько законов и по качеству пищи. У этих стран отсутствовали собственные стандарты качества. И потому аналогичная проблема может стать и перед Азербайджаном, поскольку только лишь формируется база собственных стандартов.
   Другой круг вопросов будет связан с правилами лицензирования. По словам эксперта, в TACIS были проанализированы азербайджанские правила лицензирования экспортеров. Особых расхождений с требованиями ВТО замечено не было. Однако ВТО подразумевает автоматическое лицензирование, с чем порой в Азербайджане возникают проблемы.
   Как выяснилось, процедура определения таможенной стоимости ввозимых товаров в стране не сильно отличается от предусмотренного нормативами ВТО. Более того, если организация использует 5 методов расчета, то в Азербайджане практикуется 6. Среди них были названы: основной метод (таможенная стоимость базируется на стоимости приобретенного экспортером товара), оценка таможенной стоимости по цене продажи идентичного товара - аналогичного товара - по цене продажи идентичного и аналогичного товара, ввезенного в это же время года и т.д.
   Следует также учесть, что, по правилам ВТО, к товарам могут быть применены новые таможенные тарифы, если он, в результате переработки, перейдет в новую классификацию (рыночную модификацию или новый параметр качества) товаров. В принципе это уже предусмотрено и азербайджанскими законами (если товар прошел обработку на 50%) и аналогичный подход практиковался даже в годы бывшего Союза (40%).
   По мнению М.Джамилова, сегодня нельзя однозначно утверждать, выиграет страна от вступления в ВТО или нет. С одной стороны, это еще одна возможность мировой интеграции для Азербайджана, с другой - бесспорно, сулит проигрыш для некоторых субъектов бизнеса. Например, если к так называемой категории чувствительных (производимых в стране) товаров не применить максимально высокие тарифы, то пострадают местные производители. Наоборот, при столь жестких мерах - проиграют экспортеры. Таможенные тарифы на "нечувствительные" товары, например, на непроизводящиеся в Азербайджане автомобили, могут быть ниже. И, наконец, правительство должно отказаться от тарифов на неперспективную категорию товаров (скажем, самолеты).
   Подытоживая мысль, эксперт сказал, что торопиться с членством в данной организации не стоит. Надо заранее подготовиться, иначе от этого не будет никакого макроэкономического эффекта. Как, например, в Кыргызстане или Молдове.
   Далее собравшиеся перешли к дискуссиям. Представители экономических ведомств уверили собравшихся, что скоро в Азербайджане будет создан некий информационный центр, благодаря которому экспортеры и импортеры получат возможность заранее знакомиться с производственными возможностями Азербайджана и других стран, их стандартами качества, таможенным законодательством и т.д.
   Согласно другому мнению, членство в ВТО заставит сотрудников госорганов жестче подходить к вопросу сертификации товаров. Сейчас в Азербайджане лишь 150 товаров, которые обязательно должны быть сертифицированы. Однако некоторые предприниматели, игнорируя законы, уклоняются от этого, и сертификации подвергаются в основном импортируемые и экспортируемые товары. В связи с чем чиновники предложили обязать магазины не принимать их на реализацию. На что главы НПО резонно вопросили: "Какое отношение к этому имеет ВТО?".
   В свою очередь, представитель Министерства экономического развития попросил собравшихся не затрагивать вопрос статуса государства в ВТО и не анализировать преимущества, которые Азербайджан может извлечь из этого в качестве развивающейся страны. Он сказал, что в нормативных документах ВТО вообще отсутствует такое понятие. Поэтому, как только начинается обсуждение подобных вопросов, то во ВТО считают, что Азербайджан пытается выбить себе какие-то экономические дивиденды в преддверии следующего раунда переговоров, которые начнутся в июне текущего года.