23.04.2003  "Знак качества" возвращается

   В России подготовлена "Концепция национальной политики в области качества продукции и услуг". Об этом было заявлено на конференции "Развитие российских компаний. Эффективное управление качеством", которую провела Ассоциация менеджеров.
   После Второй мировой войны во многих странах принимались различного рода государственные программы по повышению качества. Теперь, по прошествии почти 60 лет, такой документ появился и у нас. Его подготовил Госстандарт в соавторстве с рядом общественных организаций.
   В концепции речь идет о целом наборе мер: это и внедрение современных стандартов качества, опережающее развитие отраслей, способных обеспечить технологические прорывы, создание широкой сети по подготовке специалистов данного профиля, вручение национальных премий по качеству, широкая пропаганда направленных на достижение этих целей идей. Концепция уже прошла обсуждение в ряде министерств и ведомств и теперь должна быть направлена в правительство.
   Вступление в ВТО, весь мировой опыт предупреждает нас о грядущей опасности: по данным американского журнала Fortune, за последние 40 лет из ста крупнейших компаний мира более половины перестали существовать по причине того, что недостаточно уделяли внимания вопросам качества.
   Если исчезло столько мощных западных компаний, то что говорить о России, где в целом для бизнеса вопросы качества стоят далеко не на первом месте. Когда начинались либеральные реформы, то многим казалось, что рынок сам заставит наших производителей резко улучшить качественные показатели. Не вышло. Объясняется это как унаследованными традициями, так и засильем ориентированных на экспорт сырьевых отраслей, которым почти не нужно думать о качестве своей продукции. Экспорт же остальных секторов экономики невелик, а потому эта проблема здесь еще не осознается столь остро.
   Было проведено исследование о том, как в различных частях страны внедряют программы по повышению качества продукции. Оказалось, что сырьевые регионы, например Дальний Восток, уделяют этому вопросу мало всех внимания, лидерами же оказались промышленные Москва, Санкт-Петербург, а также Урал с его огромной концентрацией машиностроительных предприятий.
   Исследования показывают и другое безотрадное обстоятельство. Проблемами качества занимаются прежде всего крупные, с объемом продаж более 1 млрд долл., компании. Они работают преимущественно на западном оборудовании и внедряют западные стандарты управления. Но, как уверяют их представители, стоит только перейти на более качественный выпуск продукции, как приходится отказываться от услуг российских поставщиков и переходить на импортную продукцию, так как их не устраивает качество нашего сырья и комплектующих. По этой причине страна несет огромные потери, сдерживается развитие целых секторов экономики.
   Удивляться этому обстоятельству не стоит, многие руководители предприятий, вместо того чтобы внедрять системы по управлению качеством, покупают соответствующие сертификаты и вешают их на стенах своих кабинетов. Вот только продукция от этого лучше почему-то не становится.