21.04.2003  Республика Тува: cостоялся семинар-совещание, посвященный вопросам развития рынка строительных услуг

   В нем приняли участие строители, проектировщики, архитекторы, заказчики, представители финансовых структур, ряда министерств и ведомств республики.
   Вопрос этот давно назрел, требует своего решения, но, как отметил во вступительном слове премьер Ш.Д. Ооржак, рынок строительства в Туве не пошел.
   Стройорганизации не располагают достаточными мощностями, чтобы предлагать свои услуги в строительном комплексе. Капитализация капстроительства практически топчется на месте. В чем здесь проблемы? Каковы пути их решения? На эти и другие вопросы пытались ответить участники семинара-совещания.
   Мировая практика свидетельствует о явных преимуществах перед крупными застройщиками малого бизнеса в строительстве. В Туве же продолжает царить гигантомания. На тендерных торгах все непременно хотят заполучить капиталоемкие объекты, а на малые не обращают внимания. Главное для строителей - выиграть выгодные тендеры на сооружение объектов, а там помаленьку-полегоньку, с Божьей помощью и щедрыми инвестиционными вливаниями возводить объекты, срывая все новые и новые сроки сдачи их в эксплуатацию. И несмотря на срывы договорных обязательств, ни один генподрядчик не несет строгой материальной ответственности. Будь развит рынок строительных услуг, подобного не случилось бы.
   Разрозненные строительные структуры не могут конкурировать на возведении больших и средних объектов. Существуют лишь три-четыре работоспособные организации, способные строить качественно и в срок. У остальных нескольких десятков отсутствуют квалифицированные инженерно-технические работники, нет достаточной производственной базы, оборотных средств, долгосрочной схемы взаимодействия с поставщиками и субподрядными организациями, годовой объем строительно-монтажных работ незначителен, к кредитам доступа они не имеют.
   Реализовать крупные и средние проекты можно только при корпоративном объединении разрозненных структур; причем необходимо иметь ввиду, что любая корпоративная структура может успешно работать лишь при условии ориентирования ее на долгосрочные проекты, а не на возведение единичных объектов. С последними вполне может справиться малый бизнес. И здесь не надо изобретать велосипед, достаточно вспомнить практику строительных кооперативов конца восьмидесятых - начала девяностых годов. Они повсеместно росли как грибы и довольно успешно справлялись с немалыми объемами строительно-монтажных работ. Конечно, тогда и условия были другие - значительно лучше, чем сегодня. Особенно это касалось базы стройиндустрии, которая позволяла практически с нуля включаться вновь создаваемым кооперативам в строительный комплекс.
   Немало малый бизнес может сделать в сфере жилищного строительства. Причем последнее время здесь склоняются в пользу малоэтажных, коттеджного типа домов. С этой целью в ближайшее время в микрорайоне "Спутник" намечается начать строительство экспериментального квартала с применением бурятского ноу-хау. Суть его заключается в использовании солнечных батарей для бытовых нужд. Правда, стены домов должны быть окрашены в черный цвет, поглощающий солнечные лучи, но зато окупается такого рода жилье в два раза быстрее обычного. Так что игра стоит свеч.
   Второй, не менее важной, составляющей привлечения малого бизнеса в сферу строительства является создание оптовой базы стройматериалов. Будущих застройщиков надо освободить от малоэффективных челночных рейсов за Саяны в поисках тех или иных материалов и предоставить им возможность широкого их выбора в Кызыле.
   Во весь рост перед строителями стоит проблема привлечения заемных средств. Банки неохотно идут на кредитование объектов, поскольку у большинства организаций отсутствует ликвидная собственность для залога, а, к примеру, акции предприятия вообще не рассматриваются в качестве предмета залога. Разрозненным предпринимательским структурам эту проблему решить практически невозможно без объединения и создания консолидированного залогового фонда, отработки системы взаимных поручительств. И выходить на этот путь участникам строительного комплекса нужно как можно скорее, на решительные действия их толкает жесткая система предоплаты за сырье, энергоресурсы, материалы, транспортные перевозки. К тому же основными сдерживающими факторами остаются высокий уровень налогов, неуклонно растущие цены на материалы, конструкции, изделия. И понятно, в подобных условиях без авансирования или привлечения заемных средств эффективно работать невозможно.
   Механизм цивилизованной системы авансирования, к сожалению, пока еще не отработан. Заказчик, как правило, очень осторожно идет на авансирование, так как нет системы гарантий возврата авансов. Ни для кого не секрет, что есть такие подрядные организации, которые выигрывают на торгах объект, получают аванс, но не могут отработать его из-за плохой организации производства. Выйти из этого тупика невозможно без внедрения системы страхования рисков, вовлечения в систему залоговых обязательств ценных бумаг, использования "незавершенки" как предмета залога, внедрения цивилизованной системы ипотечного кредитования.
   Но вот какой парадокс. Сколько длятся сама перестройка и процесс капитализации экономики, столько ведутся разговоры вокруг ипотеки. По словам ученых мужей, она является тем самым локомотивом, который способен вывезти строительный комплекс на широкую дорогу. Практики и особенно финансисты весьма осторожно относятся к ее использованию. Тем не минее, в восемнадцати из 88 регионов России ипотека успешно внедряется в производство. Очевидно, рано или поздно и Туве придется осваивать ее механизм. Лучше, конечно, раньше, поскольку преимущества ипотеки очевидны. Если сегодня банки выдают "длинные" рубли заемщикам под 18-20 процентов годовых, то ипотека позволяет снизить их до пяти-шести процентов.
   Здесь действует довольно сложный финансовый механизм, основанный на создании региональных ипотечных управлений с последующей перепродажей им банковских кредитных договоров. Вне всякого сомнения, выгоды ипотеки очевидны. И остается только удивляться, почему она до сих пор не получила сколь-нибудь заметного распространения в строительном комплексе республики. Очевидно, все еще сказывается инерция прежних лет, когда все и вся решалось с помощью государства, его финансовых вливаний.
   И сегодня подобные иждивенческие настроения все еще превалируют в сфере капитального строительства. Взять то же жилищное строительство - оно на 99 процентов обеспечивается бюджетными деньгами. А ведь при внедрении в него механизма ипотеки можно было бы эту финансовую тяжесть переложить на плечи самих строителей, освободив, таким образом, госбюджет для финансирования других программ.
   Пока же наше правительство вынуждено пускать шапку по кругу банкиров: кто сколько даст? На самом совещании были озвучены цифры предполагаемого выделения кредитов под строительство объектов, они позволяют увеличить в полтора раза инвестиционную программу 2003 года. А она и без того немалая - свыше миллиарда рублей. С учетом кредитов выходит, что под строительный комплекс нынче будет выделено средств в два раза больше, нежели в прошлом году. В этой связи возникает проблема - кому поручить строительство?
   В результате 12-летнего реформирования экономики строительные организации преобразовались в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Некоторые из них обанкротились, их материальная база была распродана-растащена. Появились новые предпринимательские структуры, большинство которых, однако, находятся на грани банкротства. Более прочно стоят на земле засаянские строительные фирмы, но практика свидетельствует о том, что их привлечение в строительный комплекс республики не всегда оправданно и эффективно. Особенно много нареканий вызывает качество их работы. Оно и понятно: строят ведь для "чужого дяди", а не для себя. Вот почему важно поддержать, в том числе и доступными долгосрочными кредитами, собственный строительный комплекс.
   На семинаре-совещании были подняты и многие другие проблемы. Они касались необходимости создания, особенно в отдаленных кожуунах, ремонтно-строительных организаций по типу прежних РСУ. Учредить их могут местные администрации в форме унитарных предприятий, чей административно-хозяйственный персонал, технический состав можно будет содержать за счет накладных расходов, заложенных в проектно-сметную документацию. Это - немалые деньги, в среднем они занимают 14 процентов от сметной стоимости объектов. К тому же на эти цели можно будет привлечь и часть нормативной прибыли.
   А залетные строители, оформленные под разные вывески с местным колоритом, не имея штатной численности, ИТР, пользуясь услугами местных рабочих, получают и накладные расходы и сметную прибыль. Конечно, при таких условиях им выгодно работать даже при занижении стартовой стоимости на тендерных торгах на 10-12 процентов. В любом случае их собственные интересы не пострадают. Но страдает качество работ, о чем, в частности, свидетельствуют такие важные объекты, как школа в Кунгуртуге и пристройка к Мугур-Аксынской школе.
   Серьезной проблемой остается составление проектно-сметной документации. В практику последних двух лет вошло возведение объектов "с листа", поскольку выдача ПСД, как правило, сильно задерживается. В этой сфере царит монополия в лице "Тувагражданпроекта", давно назрела необходимость и здесь создавать рынок услуг. Крайне желательным было бы создание или возрождение трех-четырех проектных организаций с привлечением при нехватке собственных специалистов из-за Саян.
   В целом семинар-совещание можно считать удавшимся. Состоялся заинтересованный и предметный разговор, намечены конкретные меры повышения эффективности, качества строительства. Этой цели, кстати, служит и политика правительства, направленная на концентрацию финансовых средств в строительном комплексе. Достаточно сказать, что по сравнению с 2000 годом число возводимых нынче объектов сократилось втрое, а инвестиции, напротив, возросли в три раза.
   При условии исполнения намеченных совещанием мер строительный комплекс Тувы обретет долгожданное "второе дыхание".