18.04.2003  Закон о связи изменился до неузнаваемости.

   Рабочая группа Думы по доработке закона о связи распущена. Лоббистам РСПП удалось сделать почти невозможное – за несколько месяцев изменить все ключевые положения законопроекта. Но все может перемениться уже в конце апреля, когда состоится заседание думского комитета по транспорту и связи, куда передан законопроект.
   В Госдуме в четверг состоялось последнее заседание рабочей группы по доработке Закона «О связи». Депутаты «прошли» около 80% законопроекта, на чем решили остановиться – последние главы, по мнению депутатов, не имеют принципиального значения. Теперь отредактированный закон будет передан в думский комитет по транспорту и связи, после чего его направят на второе чтение. Точная дата заседания комитета пока не определена, однако планируется, что оно состоится в конце апреля.
   В ходе доработки рабочей группой закон, написанный в Минсвязи, претерпел серьезные изменения. Из документа целиком выброшена глава 8 «Универсальные услуги связи». Кроме того, кардинально пересмотрена пятая глава – об управлении радиочастотным спектром.
   Как уже писала «Газета.Ru», в самом начале работы группы депутаты разделились на два лагеря – одни (в основном члены межфракционного объединения «Деловая Россия») лоббировали интересы РСПП, другие, будучи недовольными вмешательством представителей бизнеса в законотворческий процесс, выступали на стороне Минсвязи. Как сообщил «Газете.Ru» источник в комитете транспорта и связи, «соотношение лоббистов РСПП и остальных было примерно 60% к 40%, или на два голоса больше».
   Ни одно заседание группы не обходилось без скандала – лоббисты придирались ко всем инициативам представителей министерства. А однажды присутствовавший на заседании член бюро РСПП Дмитрий Зимин (основатель сети «Би Лайн») вообще предложил удалить представителей Минсвязи из рабочей группы.
   Позиция РСПП была следующая: сделать более свободным распределение радиочастот, максимально упростить процедуры лицензирования, выделить Госсвязьнадзор из ведения Минсвязи, а также отказаться от предоставления универсальных услуг связи населению.
   Через месяц после начала работы рабочей группы стало ясно, что закон начинает сильно изменяться и эти изменения происходят в соответствии с пожеланиями представителей бизнеса. Ярким тому примером стала глава № 5, которая была переделана пратически полностью, а распределение частот стало более открытым по сравнению с версией Минсвязи.
   Главной победой лоббистов стал полный отказ от предоставления универсальных услуг, столь обожаемых министерством Леонида Реймана.
   «Исключение 8-й главы законопроекта, гарантирующей оказание универсальных услуг связи, идет вразрез с конституционным статусом России как социального государства, – сказал тогда замминистра связи Борис Антонюк, представляющий Минсвязи в Думе. – Система универсального обслуживания, принятая в большинстве стран мира, призвана обеспечить доступ всех россиян к сетям связи и информационным ресурсам независимо от их места жительства. Минсвязи по-прежнему считает, что механизм универсального обслуживания – самый реальный способ решения проблемы нетелефонизированных населенных пунктов, которых в нашей стране насчитывается около 54 тысяч».
   Впрочем, для Минсвязи еще не все потеряно. По словам источника «Газеты.Ru» в комитете транспорта и связи, в комитете у РСПП нет того влияния, которое он имел в рабочей группе. «Там у лоббистов шансы с точностью да наоборот, то есть 40% против 60%». Следовательно, все может измениться – Минсвязи отыграет свои позиции, а 5-я и 8-я главы снова подвергнутся ревизии.
   В пользу этого говорит и тот факт, что Совет федерации недавно высказал возмущение отменой главы об универсальных услугах. По мнению членов комиссии СФ по естественным монополиям, это решение было ошибочным. «Положения именно этой главы формировали главную социально значимую составляющую закона», – говорится в распространенном заявлении.