17.04.2003 Наличие посредников позволяет продать товар быстро по минимальной цене для покупателя и с учетом его индивидуальных запросов Среди большого количества проблем у малых предприятий, работающих в сфере потребительского рынка, есть одна не сразу бросающаяся в глаза, но от этого не менее важная - сбыт продукции, не в ущерб потребителям и себе. Эта тема обсуждалась недавно во время телемоста на телеканале "ТВ-Центр". Классик экономической мысли, автор знаменитого учебника "Экономикс" Самуэльсон утверждает, что каждая страна должна выработать свою уникальную систему сбыта товаров с учетом национальных традиций. Местом сбыта своих товаров для ремесленников и крестьян являлись ярмарки. Они одновременно выполняли функции центра деловой информации. Русские купцы были своего рода маркетологами, определявшие, какой товар и в каком количестве, и по какой цене может найти сбыт. Как ни парадоксально, но наличие посредников на всех стадиях сбыта позволяло продать товар быстро по минимальной цене для покупателя и с учетом его индивидуальных запросов. В наше время, когда предприниматели все больше обращаются к отечественным купеческим традициям, вопрос о сбыте продукции становится наиболее актуальным. В сознании миллионов, посредник - это плохо. Посредник - это тот, кто тормозит бизнес и берет комиссионные. Возникает вопрос: нужен ли посредник при сбыте продукции малых предприятий в области потребительского рынка? По словам Анатолия Кочеткова, заместителя руководителя Департамента потребительского рынка и услуг, опыт сегодняшней жизни во многом основан на том, что достигли наши предки. А жизненная практика, мировая практика подтверждает: маркетинг - это главное и необходимое условие для начала любого бизнеса. И, в первую очередь, малого бизнеса. «То, что многие сегодня, заработав деньги, не обдуманно начинают бизнес и не знают, кто будет их покупателем, где они будут продавать свою продукцию, будет ли пользоваться спросом эта продукция - приводит заведомо к неуспеху», - сказал он. По словам предпринимательницы Татьяны Комаровой, бизнесменам посредники нужны, потому что «мы реализуем свою продукцию не только в Москве, но и в регионах. В регионах, естественно, до розничного покупателя мы не можем донести товар напрямую». Поэтому, по ее словам, очень удобно работать с региональными посредниками. Как правило, это люди достаточно грамотные. «Они понимают, что являются промежуточным звеном между нами и конечным потребителем, и поэтому они не работают на большой торговой надбавке», - продолжает Т.Комарова. По ее мнению, держать штат сотрудников - менеджеров, которые напрямую поставляют продукцию в розничную сеть в регионы, - невозможно. В Москве такие проблемы можно решать, но здесь на потребительском рынке возникают другие особенности, т.к. некоторые магазины в розничной московской сети делают торговые надбавки на 100 процентов больше, поэтому продать свой товар по немыслимой цене просто невозможно. Наблюдается парадоксальная ситуация. Продукция, которая является лучшей по многим показателям, не находит своего покупателя. Сегодня мало изготовить первоклассный продукт. Надо его и еще умело продать. По словам Татьяны Иконниковой, заместителя директора одной из московских пекарен, прежде всего, все упирается в финансовые затраты. Для малого предприятия - это проблема номер один. Везде приходиться за все платить, оплачивать, выплачивать, а для малого бизнеса - это большая проблема. |