16.04.2003  Зампред комитета по природным ресурсам и природоведению Госдумы: государство не имеет ни одного вразумительного закона по рыболовству

   Полная неразбериха в рыбной отрасли творится уже не первый год, и на то имеются объективные предпосылки – считает зампред комитета по природным ресурсам и природоведению Государственной думы Валентин Лунцевич.
   С его точки зрения, государство не может регулировать этот процесс и практически не имеет ни одного вразумительного законодательного акта для эффективного управления. Закон о рыболовстве 6 лет муссировался в Думе и был отклонен президентом, так как в нем "забыли" определить условия платности ресурсов, завысили требования, согласно которым субъекты РФ напрямую становились распорядителями рыбных ресурсов на шельфах, что вошло в противоречие с Конституцией, не продумали и вопрос охраны биоресурсов. Ситуацию усугубляет чехарда с перетасовками Госкомрыболовства.
   По мнению депутата, "концепция реформы отрасли должна ясно отвечать на вопрос, что мы хотим от рыбного сектора - либо накачивать бюджет деньгами, идущими с аукционов по продаже квот, как сегодня, либо создавать рабочие места и насыщать морепродуктами российский рынок». Во вводимой в действие 31-й главе Налогового кодекса следует определить стоимость каждого вида рыбы. Деньги должны иметь целевое назначение, чтобы это было выгодно и предпринимателю, и государству, предоставляющему рабочие места и отчисления в бюджеты различных уровней.
   Нынешние аукционы, по мнению В.Лунцевича, пока лишь приводят к вымыванию оборотных средств у российских рыбаков. При таком сценарии уже через два-три года может статься, что владельцами всех кораблей будут лишь иностранные и российские банки. В итоге лет через пять мы лишимся своего флота и не будем иметь права претендовать на международные квоты.
   «Россия уже второй год не проводит научных исследований в акваториях морей, - поясняет Лунцевич, - и норвежцы, фарерцы, исландцы говорят, что раз мы не имеем научных данных о запасах мойвы, сельди, трески, других видов, то значит, не можем претендовать на эти ресурсы. Согласно международной морской конвенции, государства, более двух лет не участвующие в научных программах, не могут делать заявок на вылов».
   Необходим закон о промысловом рыболовстве. С его помощью можно было бы привести в четкое соответствие количество кораблей на промысле с объемами общедопустимого улова. Сегодня, указывает депутат, дошли до того, что на Дальнем Востоке и на Севере по таким видам, как треска, пикша, количество кораблей в два-три раза превышает объемы самой рыбы. То же самое происходит по минтаю и крабу. При таком раздутом спросе либо формируется спекулятивно-аукционная цена, либо следуют злоупотребления.
   В Норвегии для баланса количества ресурса с выловом поступили просто - стали выдавать количество лицензий на каждое судно строго в соответствии с объемами возможной добычи, которые он может "потянуть". Для России допустимая промысловая единица — средний рыболовный траулер. Его эффективная производительность, обеспечивающая окупаемость компании, — 1200-1500 тонн трески. Однако среднестатистическая "нагрузка" составляет нынче только 230-250 тонн. При такой неэффективности судовладелец либо скрывает улов и ворует, либо ставит часть судов на причал и выходит в море меньшим количеством СРТМК, хотя все равно проводит их в отчетах, потому что квоты купил будто на целую флотилию. Вместо того, чтобы продать недоиспользованные мощности, купив взамен новые современные 4-5 кораблей, хозяева страхуют себя на черный день, хотя могли бы иметь судов в 2-3 раза меньше.
   Оптимизацию рыболовецкого флота, подчеркнул Лунцевич, надо осуществлять не административно, а стимулируя рыбаков экономически. Государство могло бы направить часть средств, которые оно выручает от аукционной продажи квот, на предоставление субсидий тем компаниям, которые готовы избавиться от излишних кораблей. Или им можно было бы дать возможность развивать другие виды деятельности, например, изготавливать орудия лова, заниматься судоремонтом, марикультурой. Можно также помочь рыбакам уйти в воды третьих стран и снизить нагрузку на российский шельф.
   «При полном законодательном безрыбье и нацеленности на одни только аукционы мы рискуем окончательно загубить свою рыбную отрасль» - делает вывод зампред Думского комитета - Деньги в бюджет с торгов, конечно, еще будут идти. Вот только такой абсурд может закончиться сценарием, присущим африканским странам, где рыболовецкая немощь заставляет продавать право ловли иностранцам».