16.04.2003  Россияне больше не хотят пить «чайные отходы»

   Аналитики отмечают, что в стране в последние годы наблюдается бурный рост инвестиций в строительство перерабатывающих чайных заводов. Чайный рынок России достаточно стабилен, потребление чая увеличивается в среднем на 6-7% в год. При этом структура потребления чая в ближайшие годы сильно изменится: с каждым годом предпочтения российских граждан все больше смещаются в сторону пакетированного чая. На сегодняшний день, по данным ассоциации «Росчайкофе», доля «пакетиков» в общем объеме чайного рынка составляет 10-12% (по объему). «Мы ожидаем, что в ближайшие три-пять лет доля пакетированного чая вырастет до 35-40%», – говорит гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. Участники рынка дают более смелые прогнозы. По словам представителя компании «Чайная торговая компания», в ближайшие годы около половины всего чая в России будет приходиться на долю пакетиков.
   До недавнего времени ситуация с пакетированным чаем в России сильно отличалась от положения на мировом рынке – российские компании производили чайные пакетики низкого качества, а посредственные вкусовые свойства компенсировали различными искусственными добавками и ароматизаторами, которые, по сути дела, и создавали тот вкус и «букет», который не мог обеспечить низкокачественный чайный лист. «В стоимости пакетированного чая большую долю занимает цена пакетика и расфасовки, если при этом брать еще и дорогое качественное сырье, то конечная стоимость чая будет слишком высока», - сказал специалист одного маркетингового агентства. А наибольшим спросом пакетированный чай пользуется именно в «среднем» ценовом сегменте.
   Перемены на рынке пакетированного чая начались в прошлом году, когда ввозные пошлины на него были повышены. Иностранным производителям стало невыгодно импортировать в Россию свою продукцию: цена ее была слишком высока по сравнению с российскими аналогами. «Большинство иностранных производителей стараются «держать марку» и используют для пакетированного чая качественный чайный лист, - говорит представитель маркетингового агентства. - У иностранных производителей чая был выбор: либо понижать качество своего чая, либо переносить расфасовку на территорию России».
   Большинство иностранных компаний предпочли именно второй вариант – сохраняя высокое качество своего чая, фасовать его уже на территории страны-импортера. Например, в марте прошлого года англо-голландский концерн Unilever (который, по данным ассоциации «Росчайкофе», занимает второе место в России по объемам продажи чая) открыл новую чаеразвесочную фабрику в Санкт-Петербурге. Производительность фабрики - 12 тысяч тонн чая в год, общие инвестиции в проект составили 12 млн долларов. Сейчас на предприятии расфасовываются все три главные чайные марки компании - Lipton, «Беседа» и Brook Bond. Таким образом, считают эксперты, иностранные производители чая в скором времени смогут восстановить свои позиции на российском рынке пакетированного чая.
   Но пока у российских компаний есть некоторое преимущество перед именитыми западными производителями: за счет роста цен увеличился спрос на более дешевые отечественные «пакетики». «Российские производители стремятся нарастить производственные мощности, так как сейчас многим из них за недостатком перерабатывающих заводов приходится расфасовывать сырье за границей, - говорит Рамаз Чантурия. – Это невыгодно с экономической точки зрения, а для отечественных производителей сейчас очень важно закрепиться в сегменте недорогих пакетированных чаев, пока западные производители не развернули здесь массовые фасовочные производства». Кроме того, российские производители вынуждены повышать качество своего пакетированного чая, чтобы успешно конкурировать с западными компаниями не только по стоимости, но и по вкусовым свойствам чая. Крупные российские производители уже сейчас «берут курс» на производство высококачественных «пакетиков». «Мы считаем, что в скором времени представление о том, что пакетированный чай – это низкокачественный продукт, канет в Лету, - говорит Ольга Пескова, представитель компании «Май», являющейся одним из лидеров чайного рынка. - Наши марки пакетированного чая «Золотые лепестки», «Черный бриллиант», «Китайский дракон» мы производим из высшего сорта чая и стараемся добиться абсолютной идентичности вкусовых качеств пакетированного и листового чая». Все это, полагают участники рынка, приведет в ближайшем будущем к существенному росту потребления пакетированного чая на российском рынке.