08.04.2003 Российский рынок ноутбуков переживает затяжной рост Сейчас на этом рынке происходят быстрые, существенные, а с точки зрения потребителя кардинальные изменения. Ситуация во многом похожа на ту, что имела место 8-10 лет назад с настольными ПК, когда их активно начал покупать индивидуальный потребитель: уже в этом году ноутбук имеет все шансы стать в России предметом массового спроса. По данным аналитической компании ITResearch, в прошлом году сбыт ноутбуков вырос на 58%. Производители считают, что в 2003 году тенденция сохранится и усилится. Главная причина перемен состоит прежде всего в снижении цен. Дело тут даже не в скорости их падения. Важнее то, что потребительское сознание более не ассоциирует понятие "ноутбук" с непомерно дорогим устройством, которое заведомо уступает настольной системе по эргономике и производительности и терпеть которое приходится исключительно ради его мобильности. Сегодня равные по вычислительной мощности переносной компьютер и десктоп с жидкокристаллическим монитором можно купить по примерно одинаковой цене - менее чем за $1000. Что в ближайшей перспективе сулит, не исключено, передел рынка как между российскими и зарубежными производителями, так и между отечественными игроками. Производство ноутбуков размещено практически целиком в Юго-Восточной Азии, на Тайване главным образом. Заняты этим делом примерно десяток фабрик, которые не имеют своих брендов, известных широкой публике, но с успехом выполняют заказы для мировых лидеров компьютерного рынка и менее известных компаний (в числе которых четыре российских поставщика: Rover Computers, Нексус, НКА-Групп и Atlantic Computers). Сейчас на нашем рынке два лидера продаж - Toshiba и Rover, каждый из них контролирует немногим более 20% рынка. Западные производители (Asustek, Hewlett-Packard, IBM, Toshiba и др.) суммарно имеют намного больше половины. Среди отечественных поставщиков Rover долгое время был вне конкуренции, поскольку конкурентов-то и не было. Теперь появились. "Нексус" с ноутбуками Bliss четыре года назад, а НКА-Групп (торговая марка iRU) и Atlantic Computers (торговая марка MaxSelect) - в прошлом году. Роль новых игроков состоит не в том, что они потеснили лидеров. Ситуация качественно меняется из-за того, что началась развязанная новичками война цен. По словам Александра Панько, начальника отдела маркетинга "НКА-Групп" (торговая марка iRU), сейчас рынок находится в стадии динамичного роста, и место есть для всех. В ближайшие года два рост будет продолжаться где-то на уровне 40% в год. |