01.04.2003 В чем преимущество «Рамэнки» перед Auchan и Metro Появление западных розничных компаний на российском рынке сильнее всего ударило не по отечественным сетям, а по компании «Рамэнка» со 100-процентным турецким капиталом. Но учредители сети «Рамстор» имеют богатый опыт конкуренции на международных рынках. Кроме того, за пять лет турки успели обжиться в Москве. Так что догнать и перегнать «Рамэнку» будет очень непросто. Migros Turk, один из учредителей «Рамэнки», основана в 1954 году как совместное предприятие швейцарской группы Migros-Genossenschafts-Bund с мэрией Стамбула. Швейцарская Migros контролирует две трети своего родного рынка, активно работает в Германии и Франции, помимо одноименной сети супермаркетов владеет универмагами под марками Globus и Oviesse. Турецкий Migros занимает 20% рынка. В 1975 году эта компания перешла под контроль семьи Коч, одной из самых влиятельных в Турции. Koc Holding, например, имеет совместные предприятия с Ford и Fiat, занимается производством бытовой техники, банковским бизнесом, страхованием, энергетикой. В 1995 году на турецком рынке стало слишком тесно, и Koc Holding приняла решение о выходе на рынок СНГ под маркой «Рамстор» (права на марку Migros принадлежат семье лишь в Турции). Вторым учредителем «Рамэнки» стала турецкая строительная корпорация Enka, один из крупнейших московских девелоперов. Именно она обеспечила турецкой сети благословение московского правительства. Развитие «Рамэнки» укладывается в программу московского правительства о строительстве в столице многофункциональных торговых комплексов. Первый гипермаркет «Рамстор» появился в 1997 году возле станции метро «Молодежная». Москвичи сразу же оценили возможность, не выходя за пределы одного здания, совершать покупки, сидеть в ресторанах и смотреть кино. Кроме «Рамстора» подобного формата в то время никто не предлагал. Среди арендаторов гипермаркеты тоже оказались востребованными – до появления «Меги» от IKEA других торговых центров с европейским уровнем управления в Москве не было. После кризиса турки стали работать и в формате супермаркета. Обилие товаров, низкие цены и отсутствие конкурентов позволили им быстро завоевать аудиторию. Сегодня узнаваемость брэнда «Рамстор» в Москве фантастическая – 97%. «Рамэнка» была первым на российском рынке иностранным ритейлером, и именно она показала российским поставщикам, что такое диктат сети. Компания, например, поставила рекорд по длительности отсрочки платежа – он может доходить до двух месяцев. Однако для большинства производителей сотрудничество с «Рамстором» все равно оставалось выгодным. «По объемам продаж у 50% компаний-поставщиков сеть «Рамстор» – на первом или втором месте», – отмечает Кирилл Терещенко, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами компании «Дэнди Дистрибьюшен». Всех этих результатов «Рамстор» добивается во многом за счет использования технологий, опробованных на бизнесе Migros в Турции. Сеть «Рамстор» стала пионером и в торговле продуктами через Интернет, и в создании private label – товаров под собственной маркой (их продажи турки планируют довести до 10–15% от общего объема), и в применении многочисленных игр с покупателями. «У сети есть хорошо известная москвичам торговая марка, поэтому пока «Рамсторы» лучше спозиционированы, чем, например, французские «Ашан», – отмечает Юлия Никуличева, ведущий аналитик компании Jones Lang LaSalle. |