04.04.2003  "Наш чемпион" станет финским

   На российском рынке снэков появился новый игрок - финская Chips Abp, крупнейшая компания этого профиля в Скандинавии. Финны договорились о приобретении Русской снэковой компании, выпускающей чипсы "Наш чемпион".
   Русская снэковая компания создана в 1997 г. Основные брэнды - "Наш чемпион" и "Хрустящий картофель в ломтиках". Производство находится в подмосковной деревне Обушково. Оборот и состав акционеров не раскрываются. В 2002 г. выпустила более 2000 т чипсов.
   Chips Abp - крупнейший производитель снэков в Скандинавии. Компания располагает филиалами в Швеции, Норвегии и Дании, контролирует латвийскую компанию Latfood. Брэнды - Taffel, OLW, KiMs, Topp и Oolannin (в России практически не представлены). Оборот в 2002 г. - $268 млн.
   Как сообщается в распространенном вчера сообщении Chips Abp, компания заплатит за 100% акций ЗАО "Р. С. К. Центр (Русская снэковая компания центр)" $12 млн. В сообщении, подписанном гендиректором Chips Abp Стуре Карлсоном, говорится, что "это стратегически важное приобретение, в результате которого компания получит собственный бизнес в России, где позиции компании пока слабые". Сообщить какие-либо подробности о сделке, выходящие за рамки официального сообщения, в Chips Abp отказались - представитель компании заявил лишь, что подробные планы по развитию бизнеса Chips Abp в нашей стране будут озвучены в мае.
   По мнению Chips Abp, приобретая "Р.С.К. Центр", они получат до 10% российского рынка натуральных картофельных чипсов, которые занимает "Наш чемпион". Аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко считает такую оценку серьезно завышенной. По его данным, рыночная доля чипсов, произведенных в Обушкове, составляет 4,2% (7-е место на рынке). У "Р.С.К. Центра" слабая дистрибьюция, его продукция представлена в продаже в семь раз меньше, чем у лидера - Frito-Lay, который занимает 32% рынка чипсов", - говорит аналитик. Однако оценку бизнеса в $12 млн Кривошапко считает вполне справедливой. "Финны покупают готовый бизнес и известные на рынке марки", - говорит он.
   Для участников рынка снэков продажа "Р.С.К. Центра" не явилась неожиданностью. "Мы знали о тендере на покупку этой компании, но не стали в нем участвовать", - заявил вице-президент компании "Русский продукт" (выпускает чипсы "Московский картофель") Максим Захир.
   Заместитель гендиректора "Р.С.К. Центра" Андрей Хомутянский сообщил, что переговоры о продаже компании велись больше года и предложения поступали от всех крупных игроков. "Но финны наиболее адекватно оценили наш бизнес", - говорит Хомутянский. - Они получат не только готовый бизнес и долю на рынке, но и возможность запуска производства своего брэнда Taffel". По его словам, оборудование, установленное на фабрике в подмосковном Обушкове, готово для выпуска чипсов класса премиум, к которым относятся Taffel, и представители Chips Abp его уже протестировали.
   Пока же новые владельцы "Р.С.К. Центра" заявляют только о планах увеличить производство чипсов в два раза. Сейчас фабрика в Обушкове загружена лишь на 35%. В Chips Abp рассчитывают на то, что в течение трех лет рынок снэков будет расти по крайней мере на 20% ежегодно. Захир считает эти прогнозы излишне оптимистичными и дает свой прогноз - не более 15% на 2003 г.