02.04.2003  "Русский шоколад" будут делать в Киеве

   Российские производители шоколада начали экспансию на украинский рынок. В конце года московская компания "Русский шоколад" планирует запустить фабрику в Киеве. Аналитики считают, что на российском рынке небольшим производителям шоколада мешают расти транснациональные Nestle и Kraft Foods. Однако в самих международных корпорациях утверждают, что они вынуждены считаться на российском рынке со всеми игроками без исключения.
   ООО "Русский шоколад" основано в 1998 г. Специализируется на выпуске пористого шоколада под одноименной маркой. Состав владельцев не разглашается. В 2002 г. предприятие выпустило 16 000 т шоколадной продукции, объем продаж в России и странах СНГ составил $55 млн. По данным исследовательской компании "Бизнес Аналитика" на конец прошлого года, "Русский шоколад" контролирует 5,3% российского рынка плиточного шоколада, в сегменте пористого шоколада компания занимала в конце 2002 г. второе место после Kraft Foods, опередив Nestle и Cadbury.
   Согласно распространенному "Русским шоколадом" официальному сообщению к концу года компания планирует завершить строительство шоколадной фабрики в Киеве. Как сообщила пресс-секретарь "Русского шоколада" Татьяна Сивакова, на первом этапе в строительство фабрики будет инвестировано около $8 млн, а предполагаемый объем производства составит 7000 т шоколада в год. Сивакова объясняет открытие нового производства тем, что "Русский шоколад" не может сейчас удовлетворить все заявки украинских торговых компаний.
   По мнению бывшего председателя совета директоров кондитерского холдинга "СладКо" Валерьяна Хубулавы, открытие нового производства "Русского шоколада" на Украине может также объясняться тем, что российский рынок плиточного шоколада жестко контролируют Nestle и Kraft Foods. Впрочем, по словам Хубулавы, есть примеры, когда и небольшие компании отъедали значительный кусок рынка за счет хорошей дистрибьюции. "А у "Русского шоколада" дистрибьюция очень хорошая", - признает Хубулава. По его словам, "Русский шоколад" одним из первых в России начал производить пористый шоколад, который является одним из перспективных сегментов рынка.
   "Это действительно приличный сегмент, - говорит менеджер по корпоративным вопросам компании "Крафт Фудс Россия" Кирилл Болматов. - У нас пористый шоколад "Воздушный" является второй маркой после Alpen Gold". Правда, как признается Болматов, основным конкурентом, с которым считается Kraft Foods, является Nestle. "Хотя в условиях высококонкурентного рынка приходится обращать внимание и на небольшие компании, потому что некоторые из них очень быстро растут", - считает менеджер "Крафт Фудс Россия".
   Директор по развитию компании "Русский шоколад" Дмитрий Александров объясняет открытие нового производства на Украине давними партнерскими связями с республикой. "Мы продаем продукцию на Украине со дня основания нашей компании через собственный филиал "Свитс Лэнд", - говорит Александров. - Сейчас до 18% от произведенной продукции продается именно на Украине". По его словам, на принятие решения о строительстве киевского производства повлияли и торговые войны между Украиной и Россией. После того как в позапрошлом году Россия ввела пошлины на украинскую карамель, Украина ответила пошлинами на российский шоколад. Александров говорит, что его компания в результате серьезно пострадала. После запуска киевской фабрики "Русский шоколад" планирует увеличить свою долю на украинском рынке с 8% до 12%.