02.04.2003  Москва: на крупнейшей туристической выставке самое популярное слово - "война"

   Юбилейная, десятая Международная туристическая выставка MITT открылась в Москве не в самые лучшие времена. Обычно в столице в это время светит солнце, и агенты, настроенные на летний лад, активно заключают договора на новые программы. В среду было холодно и пасмурно, а чаще всего на выставке звучало слово "война". Павильон, в котором расположились арабские страны, всегда красочный и многолюдный, на этот раз оставался полупустым.
   Открывая MITT-2003, Франческо Франжиалли, генеральный секретарь Всемирной туристской организации, сказал, что индустрия путешествий может развиваться только в условиях мира и международной стабильности. Сейчас нет ни того, ни другого - это и определило настроение первого дня выставки.
   В павильоне, где расположились стенды национальных представительств восточных стран, народу было меньше всего. Наряженные древними египтянами юноши и девушки безуспешно завлекали народ в гости к фараонам. Представители Иордании одиноко скучали за своими столиками. Китайцы, приехавшие на московскую выставку впервые, испуганно отбивались от вопросов об атипичной пневмонии, пришедшей в Европу из Юго-Восточной Азии.
   Перспектив у теплых направлений, доступных россиянам в апреле-мае, практически нет. Объединенные Арабские Эмираты уже несут значительные убытки. По словам Дмитрия Арутюнова, генерального директора компании "Арт-тур", спрос туда упал как минимум на 30%. Один из туроператоров сообщил, что авиакомпания "ВАСО", выполняющая чартерные полеты на самолетах "Аэрофлота", собирается снять все свои рейсы в ОАЭ.
   В Египет самолеты пока летают, но родители отпущенных на каникулы школьников не проявили к направлению обычного интереса. "Такие продажи, как сейчас, обычно бывают в провальном феврале. Еще можно ожидать всплеска спроса перед майскими праздниками, но все будет зависеть от того, закончится ли война к этому времени", - говорит Светлана Гордеева, менеджер компании "Дека-тур".
   Турция в этом году разместилась в отдельном павильоне. Спрос на направление обычно начинает расти как раз после выставки, в середине апреля. Но американские ракеты, недавно упавшие на турецкую территорию, повергли общественность в шок. Поговаривают, что ГСГА подготовила новые карты облета военных территорий, которые ставят под большой вопрос отправку туристов на анталийское побережье.
   Представители турецкого национального туристического офиса с наигранно-сладкими улыбками говорят об увеличении потока, хотя переизбыток перевозки на уровне 20-30% ощущался уже в прошлом году. Александр Синегибский, генеральный директор "ТЕЗ Тура", считает, что все будет зависеть от спецпредложений (пока турки оставили цены на уровне прошлого года). О бесперспективности направления говорят судорожно меняющиеся планы компаний. Например, "Пегас-туристик" помимо Турции собирается заняться еще и Тунисом. "ТЕЗ Тур" кооперируется с "Туральянсом" и "Библио-Глобусом", отправляющими туристов на Кипр.
   Недоступность близких теплых курортов вызвала повышенный интерес к дорогим Сейшелам, Кубе, Маврикию и странам Латинской Америки. Эксперты полагают, что обычно весьма скромный поток по этим направлениям может сейчас вырасти на 20-30%. Не растерялись и восточноевропейские страны. Например, Польша отгородила себе солидный кусок павильона, украсив его домиками и лавочками в национальном стиле. Януш Файковски, полномочный министр и торговый советник посольства Польши, уверяет, что его страна является идеальным местом для отдыха россиян, и надеется, что прошлогодний поток (около 1 млн человек) на этот раз вырастет примерно на 40-50%.
   Не протолкнуться было у испанских стендов. Татьяна Чувилкина, заместитель генерального директора "Натали-турс", ожидает, что спрос в этом году достигнет уровня 2001 года (прошлым летом поток упал на 20%). Правда, полностью отказавшиеся от ближневосточных направлений европейцы уже кинулись бронировать испанские отели, вызвав, например, настоящий бум на Майорке. Так что сколько мест останется на долю россиян, пока не известно.
   Вообще европейцы относятся к нам настороженно. Например, TUI накануне выставки отменила ранее анонсированные планы выхода на российский рынок. Тис Райнсберг, директор по корпоративному развитию немецкого концерна, посчитал, что лучше проявить осторожность, поскольку неизвестно, сколько продлится война в Ираке и как будет развиваться наш рынок.