01.04.2003  Финны заплатили $12 млн за выход на российский рынок чипсов

   Финская корпорация Chips Abp приобрела «Русскую снековую компанию» («РСК Центр»), предложив ее акционерам $12 млн – в два раза больше, чем те инвестировали в производство. Chips Abp – крупнейший производитель снеков в Скандинавии с годовым оборотом в $268 млн. «РСК Центр» со своими марками «Наш чемпион» и «Хрустящий картофель» (продажи в 2002 году – почти $12 млн) борется за третье место на российском рынке чипсов.
   Финны согласились переплатить за российскую фирму, потому что высоко оценивают перспективы местного рынка. «Мы предполагаем, что его объем будет расти как минимум на 20% в год в течение ближайших трех лет, – говорится в пресс-релизе Chips Abp. – Потребление чипсов в России составляет около 0,3 кг на человека в год, тогда как, например, в Финляндии – около 2,3 кг». По словам заместителя гендиректора «РСК Центр» Андрея Хомутянского, учредители компании сами не искали покупателя, хотя производство чипсов «было для них непрофильным бизнесом, единственным проектом в пищевой отрасли». «В прошлом году наши акционеры получили несколько предложений о продаже и выбрали тот вариант, где была наилучшая цена», – сообщил он.
   Большой потенциал российского продовольственного рынка – основной мотив для иностранных корпораций, поглощающих (за большие деньги) местных производителей. В начале 2002 года голландская Heineken за $400 млн купила питерскую пивоваренную компанию «Браво Интернешнл» (по оценке конкурентов, акционеры «Браво» инвестировали в производство не более $200 млн). «За последние три года объем российского пивного рынка удвоился, и в скором времени Россия может войти в пятерку основных пивных рынков мира», – прокомментировали сделку в Heineken. Летом того же года корпорация Nestle купила костромскую компанию «Святой источник», выпускающую питьевую воду в бутылках. Cумма сделки значительно превысила годовой оборот приобретенной компании. «Потребление бутилированной воды в России является одним из самых низких в Европе, – объяснялось в пресс-релизе Nestle. – Перспективы роста этого сегмента рынка можно оценить не менее чем в 20% в год».
   Нельзя не согласиться, что среднестатистический россиянин (даже со скидкой на национальные традиции) вполне может потреблять столько же пива или чипсов, сколько и «усредненный» европеец или американец. Но одно дело – запросы, а другое – платежеспособность. «Условный» россиянин зарабатывает примерно $120 в месяц, из них на питание тратит около $50. Средний американец получает $2500 в месяц, из которых на мелкие покупки расходует примерно $300 – 500. Оценивая потенциал различных сегментов российского рынка, иностранцы опираются на данные маркетинговых агентств, которые в основном собираются по Москве и нескольким городам-миллионникам. А Москва, как говорится, еще не вся Россия, хотя на ее долю и приходится 40% розничного товарооборота страны. С другой стороны, зарабатываем мы мало, но зато нас больше, чем финнов или голландцев. В этом тоже можно найти перспективу.