01.04.2003  Европейские потребители открыли второй антиамериканский фронт

   «Извините, в связи с обострением внешнеполитической обстановки мы не продаем Coca-Cola, Jim Beam и Marlboro. Также временно не принимаются к оплате карты American Express» – такие объявления появились на прошлой неделе в витринах многих европейских магазинов, баров и ресторанов. В Германии, во Франции, в Греции и других странах, где общественное мнение активно осуждает военные действия США в Ираке, раздаются призывы к массовому бойкоту товаров и услуг, которые ассоциируются с американским образом жизни.
   По данным французского маркетингового агентства Ipsos Public Affairs, в начале марта, еще до начала операции «Шок и трепет», около 21% европейских потребителей избегали покупать американские товары и пользоваться услугами американских компаний.
   Владельцы магазинов и закусочных, которые исключили из ассортимента американские брэнды, не отрицают, что основным мотивом для них послужила развернувшаяся в США пропагандистская акция, призывающая к бойкоту французских товаров – в ответ на отказ Франции поддержать американский проект резолюции по иракскому вопросу. «Это началось как эмоциональная реакция на антифранцузскую кампанию в США, а позже превратилось в способ выразить свое негативное отношение к войне», – сообщил владелец нескольких французских ресторанов в Гамбурге, в которых теперь нельзя заказать бурбон и расплатиться американской кредиткой.
   Помимо сотен европейских рестораторов и ритейлеров к акции протеста присоединились несколько промышленных предприятий. Директор велосипедного завода Riese und Mueller GmbH Хайко Мюллер объявил, что прекращает закупки комплектующих в США и передает заказы на $300 000 местным поставщикам в знак своего неодобрения американской политики в Ираке.
   Пока что европейский потребительский бойкот носит стихийный характер, но в последние дни сразу несколько общественных организаций начали претендовать на роль организационного центра. Международный фонд Adbusters через группу принадлежащих ему СМИ пацифистской направленности объявил о начале акции «Бойкот американским брэндам!». Adbusters призвал потребителей «игнорировать товары, ставшие символами американского империализма, и нанести удар по большому бизнесу США, ответственному за разжигание войны». Активисты фонда заявляют, что свое участие в акции письменно подтвердили уже более 30 000 человек.
   Германское общественное объединение «Потребители против войны» опубликовало на своем сайте список из 27 крупнейших компаний с перечнем выпускаемых ими товаров, отказавшись от покупки которых потребитель может проявить свое отношение к американской внешней политике. Список возглавляют Coca-Cola, Microsoft, McDonalds и Disney. В него также попали крупные немецкие компании, в которых участвует американский капитал: Adam Opel AG, Kraft Jacobs Suchard и др. Британская партия зеленых распространяет в лондонском метро свой вариант списка «брэндов-убийц» из 330 позиций. Акцию протеста в Европе также поддерживает Арабская лига, которая ведет против США войну потребительских бойкотов с 1951 года и добилась в ближневосточном регионе снижения спроса на некоторые известные американские марки на 25–40%. Незадолго до начала акции лига профинансировала выход на европейский рынок антиамериканских «клонов» кока-колы: Muslim-cola, Mecca-Cola и Anti-cola.
   Уже сейчас очевидно, что европейский бойкот может оказаться куда более эффективным, чем спровоцировавший его бойкот американский: из-за разницы в структуре спроса на «товары потенциального противника». Европейцы, питающиеся чизбургерами, относятся к пропагандистским призывам совсем иначе, чем потребители бордо, сыра и фуа-гра в США. Обеспокоенные представители компаний, попавших в «черные списки», в заявлениях прессе просят участников акции повнимательнее изучить принципы работы транснациональных корпораций. «Предприятия Coca-Cola в Германии – это сугубо национальный бизнес, – заявили в департаменте по связям с общественностью Coca-Cola Europe. – Тот, кто будет бойкотировать нашу продукцию в Германии, нанесет ущерб немецкой экономике».