28.05.2018 Составлен «Рейтинг лояльности крупнейших заказчиков к субъектам МСП» Рейтинг лояльности госкомпаний к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) впервые представило Агентство стратегических инициатив (АСИ) на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2018) в рамках панельной сессии «Крупные российские и иностранные компании vs. малый и средний бизнес: взаимное доверие заказчика и поставщика». Рейтинг составлен на основе опроса 2 тысяч представителей МСП, которые являются крупнейшими поставщиками товаров и услуг. При оценке компаний использовались 6 целевых показателей: общая удовлетворенность субъектов МСП взаимодействием с крупными компаниями, проведение закупочных процедур, реализация программ партнерства, информационное сопровождение закупочной деятельности, договорные отношения, вклад в технологическое развитие. Топ-10 госкомпаний рейтинга лояльности к субъектам МСП: ПАО «МРСК Центра и Приволжья»; АО «Транснефть-Сибирь»; ОАО «РЖД»; ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы»; ПАО «Нефтяная компания "Роснефть"», ПАО «Московская объединенная электросетевая компания»; ПАО Междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»; АО «Федеральная грузовая компания»; ОАО «Сетевая компания»; ГК «Российские автомобильные дороги»; АО «Транснефть-Верхняя Волга». «Сфера закупок является одной из наиболее востребованных форм поддержки у предпринимательского сообщества. Закупки крупнейших заказчиков – это огромный ресурс, который должен быть использован для развития МСП. Когда мы только начинали работать в этом направлении, объем таких закупок составлял чуть более 62 млрд рублей. За 5 лет объемы выросли более чем в 30 раз и составили свыше 2 трлн рублей», -сказал директор направления «Новый бизнес» АСИ Артем Аветисян. По его словам, на положительную динамику повлияло несколько факторов - создан единый реестр субъектов МСП (список надежных поставщиков для госкомпаний), изменились сроки оплаты выполненных работ. «Раньше бизнесу приходилось месяцами «выбивать» свои деньги у госкомпаний, а теперь такие расчеты должны производиться в течение 30 дней», – пояснил Артем Аветисян. Среди очевидных плюсов для госкомпаний в работе с малым и средним бизнесом генеральный директор, председатель правления АО «Корпорация «МСП» Александр Браверман выделил повышение качества услуг, которое обеспечивается за счет растущей конкуренции и гарантированных контрактов на определенное время. «Этот "плюс" особенно важен для малого и среднего бизнеса. Количество номенклатурных позиций (товаров, закупаемых у малого бизнеса) в 2015 году составляло 8,4 тысяч, в 2016 – около 100 тысяч, в 2017 – 160 тысяч, а в этом году уже перешло за 200 тысяч позиций. Это дает нам возможность говорить о более масштабной задаче - достижении объема закупок у субъектов МСП в 2018 году не менее 3 трлн рублей», - сказал он. Эксперты отметили ряд проблем в области закупок, которые требуют решения. Среди них - взимание средств с предпринимателей без возможности их возврата после отмены аукционов; отсутствие понятного механизма для доступа к закупкам госкомпаний новых малых предприятий, в том числе - высокотехнологичных; допуск к тендерам компаний с госучастием бизнеса только с большим опытом поставок (от 3 до 5 лет). Также начинающий бизнес, обладая необходимой компетенцией, не может претендовать на поставки в компании с госучастием из-за несоответствия активов и размеров лотов. По словам Артема Аветисяна, не изменилась стоимость участия в торгах - на некоторых площадках она доходит до 120 тысяч рублей в год; по-прежнему для участия в тендерах предприниматели вынуждены собирать большой объем документов (по 300-400 страниц). Некоторые компании требуют предоставлять оригинал пакета документов, электронную копию на флэшке, а еще - и копию бумажной версии. Директор направления АСИ «Новый бизнес» также подчеркнул, что жизнь предпринимателям усложняет большое количество электронных площадок для торгов, которых сегодня не стало меньше. Проблему «ухода» закупок в сферу единственного поставщика обозначил президент «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин. «Это тенденция тревожная. Если два года назад еще 45% закупок было у единственного поставщика, сейчас уже больше 50%», - сказал он. «Все эти проблемы необходимо решать на постоянной, непрерывной основе. В этой связи, предлагаю включить пункт о доступе к закупкам госкомпаний в единый план улучшения инвестиционного климата, разработанный Минэкономразвития совместно с другими органами исполнительной власти и АСИ», - отметил Артем Аветисян. СПРАВКА Рейтинг лояльности госкомпаний подготовлен Агентством стратегических инициатив по итогам мониторинга реализации дорожной карты «Расширение доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». Масштабное исследование проведено Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) при методологической и информационной поддержке Корпорации МСП. |