11.05.2018 Увеличилось число принесенных прокурорами протестов в сфере госзакупок Генеральная прокуратура РФ подвела итоги работы в сфере обеспечения законности на рынке закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Генеральная прокуратура РФ подвела итоги работы в сфере обеспечения законности на рынке закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Установлено, что в данной сфере в прошедшем году с 6,9 тыс. до 8,1 тыс. увеличилось число принесенных прокурорами протестов, с 267 млн до 1 млрд 207 млн возросла сумма направленных в суд исков, с 33,8 тыс. до 35,6 тыс. прибавилось количество внесенных представлений, с 877 до 901 увеличилось число материалов, направленных в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел, с 39 тыс. до 40 тыс. возросло количество виновных лиц, привлеченных к административной и дисциплинарной ответственности. Вследствие принятых органами прокуратуры мер реагирования только перед предпринимателями за 2,5 года погашена задолженность на сумму свыше 86 млрд рублей, сообщается на сайте Прокуратуры РФ. Стабильно высокое число нарушений при нормативном правовом сопровождении закупок потребовало прокурорского вмешательства в Республике Марий Эл, Архангельской, Магаданской областях и других регионах, преимущественно - при выявлении противоречащих закону правовых актов в органах местного самоуправления и подведомственных им учреждениях. Одним из основных рисков остается необоснованное заключение контрактов с единственным поставщиком, что нарушает конкурентные механизмы и права добросовестных участников. Такие нарушения характерны для всех уровней государственных и муниципальных заказчиков. Например, в Республике Саха (Якутия) администрация Вилюйского района без проведения торгов заключила муниципальные контракты с единственным поставщиком на строительство объектов для проведения национального праздника на сумму свыше 30 млн рублей. По результатам проверки к виновным лицам применены меры административного воздействия. Кроме того, в арбитражный суд заявлен иск о признании муниципальных контрактов недействительными. Прокурорского вмешательства потребовали аналогичные факты в республиках Мордовия, Ингушетия, Дагестан, Ставропольском крае, Иркутской, Ростовской, Свердловской, Ульяновской областях и других субъектах РФ. Негативное влияние на состояние законности продолжают оказывать факты дробления заказа для уклонения от закупки конкурентным способом в Чеченской Республике, Алтайском крае, Томской, Оренбургской областях и иных регионах. По-прежнему многочисленными являются нарушения коррупционной направленности, в первую очередь связанные с конфликтом интересов. Так, в Камчатском крае выявлены нарушения в сфере муниципальных закупок, связанные с наличием родственных отношений между председателем единой комиссии администрации Алеутского муниципального района и предпринимателем - исполнителем контрактов. По тем же основаниям в Ульяновской области прокурором внесено представление в администрацию муниципального образования, которой заключены договоры с коммерческой организацией, учредителем которой является супруга главы администрации. Подобные случаи имели место в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Вологодской, Челябинской областях и других регионах. Прокурорами также выявлены и пресечены случаи неправомерного использования механизма признания торгов несостоявшимися, нарушений при утверждении конкурсной (аукционной) документации, определении победителей торгов и оплате выполненных работ, незаконного изменения условий контрактов, неприменения заказчиком штрафных санкций и непринятия мер к расторжению контрактов при их ненадлежащем исполнении, несоблюдения процедур размещения сведений в единой информационной системе и др. Остается высоким уровень криминализации и коррупции в рассматриваемой сфере. Меры по противодействию правонарушениям указанной направленности потребовались в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Вологодской, Курской, Челябинской областях и других регионах. В целях комплексного противодействия правонарушениям в рассматриваемой сфере прокурорами совместно с уполномоченными органами реализуются межведомственные планы, организуются целевые проверки. Практически во всех регионах принимаются меры организационного и методического характера. Например, открываются горячие линии по вопросам оплаты государственных и муниципальных контрактов, проводятся заседания общественных советов по защите прав предпринимателей. В целях предотвращения нарушений законодательства принимаются превентивные меры. |