06.04.2018 Добросовестный бизнес несёт потери от неконкурентного поведения участников рынка 5 апреля под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране, сообщает Kremlin.ru. Участники заседания рассмотрели необходимые меры для достижения целей, сформулированных в Указе Президента от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Президент РСПП А.Шохин отметил в своем выступлении на Госсовете, что "в представленном рабочей группой докладе содержится очень много важных позиций, которые бизнес, безусловно, поддерживает. И названы в этих докладах важные задачи: это и преодоление регионального протекционизма, множественных нарушений при закупках государственных и муниципальных, необходимость совершенствования механизма концессий и целый ряд других. Очень много полезных отраслевых инициатив, и нам кажется, что абсолютно правильно, что Правительство приняло решение обобщить все отраслевые «дорожные карты» в единый документ и осуществлять мониторинг не только по отраслям, но и в целом смотреть на реализацию этих «дорожных карт». Нам кажется, что доклад, конечно, достаточно жёсткий по оценке ситуации с развитием конкуренции, но эти оценки справедливые: это и недостатки тарифного регулирования, и общественного контроля за деятельностью естественных монополий. Безусловно, нас беспокоит и чрезмерно высокая доля государственного участия в экономике, и недостаточное вовлечение госимущества в хозяйственный оборот, и то, что это не просто обозначенные задачи, но и есть чётко значимые и обозначенные в цифрах показатели, в том числе для регионов, на мой взгляд, имеет большое значение. Буквально неделю назад четыре ведущих бизнес-объединения, руководители которых здесь присутствуют: РСПП, ТПП, «Опора» и «Деловая Россия» – обсудили на заседании Координационного совета предпринимательских союзов России существующие проблемы в развитии конкуренции вместе с руководителем ФАС Игорем Юрьевичем Артемьевым. И нам удалось достичь понимания по целому ряду вопросов. Договорились также продолжить этот диалог и по пятому антимонопольному пакету, по ряду других законодательных инициатив. Хотел бы более подробно остановиться на одной теме из тех, которые мы обсуждали и которые сегодня в том числе поднимались выступающими, – это необходимость борьбы с картелями. Безусловно, нужно выявлять и пресекать картельные сговоры, наказывать за них, если эти деяния причиняют ущерб гражданам, организациям или государству. Однако проверки на наличие сговора, на наш взгляд, не должны приобретать однозначный уголовный уклон или использоваться для разрушения бизнеса. Мы солидарны с одним из ключевых тезисов Вашего Послания Федеральному Собранию, в котором указывается на недопустимость использования уголовного закона для решения хозяйственных конфликтов. В этой связи мы считаем, что заключение антимонопольного органа должно быть обязательным документом при возбуждении уголовного дела по 178‑й статье Уголовного кодекса – это заключение ограничивающего конкуренцию соглашения. Либо это заключение должно быть обязательно использовано при вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Нецелесообразно в этой связи перекладывать на правоохранительные органы специальный экономический анализ. И именно заключение ФАС должно рассматриваться либо как основание для возбуждения дела, либо как одно из доказательств по делу. Мы согласны с тем, что необходимо обеспечивать неотвратимость ответственности, наказания за антимонопольные нарушения, но, на наш взгляд, существующее сейчас предложение о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы является чрезмерным. Считаем, что, во‑первых, сроки давности по антимонопольным преследованиям не могут быть бесконечными. Сейчас предпринимаются попытки продлить эти сроки до 10 лет, что лишает бизнес возможности спокойно развиваться и создаёт этакий дамоклов меч в условиях, когда бизнес уже стал добросовестным, прозрачным и так далее. В этой связи, на наш взгляд, не нужно выходить за пределы сроков давности, которые установлены уголовным законом за преступления средней тяжести, это достаточно большая ответственность – до шести лет. Игорь Юрьевич Артемьев высказался за упрощение оснований для освобождения от уголовной ответственности. Мы эти предложения, безусловно, поддерживаем, но при этом нужно оценить, стоит ли применять наказание в виде лишения свободы за антимонопольные нарушения, когда мы можем достаточно жёстко наказывать чисто экономическими санкциями в виде возмещения ущерба и соответствующих штрафов. И могут по этим основаниям набежать довольно серьёзные суммы, которые будут и наказанием одновременно, и действительно с большим запасом возмещения ущерба. В целом четыре бизнес-объединения высказывались за декриминализацию нарушений, связанных с ограничением конкуренции, и за перевод ответственности за них исключительно в административную арбитражную плоскость. Можно, безусловно, дифференцировать наказание в зависимости от тяжести, тем не менее считаем, что декриминализация здесь позволит сократить риски для бизнеса, сократить и возможное злоупотребление. Просили бы это поддержать. Мы считаем, что добросовестная конкуренция – это, безусловно, важнейшее условие и успешной деловой активности и, безусловно, это один из факторов условий устойчивого экономического роста вместе с макроэкономической стабильностью. Поэтому мы поддерживаем меры, содержащиеся и в Указе Президента «Об основных направлениях госполитики по развитию конкуренции», и в плане развития конкуренции до 20‑го года. И, в частности, ещё раз обращу внимание, что приоритетными, с нашей точки зрения, здесь должны быть меры по сокращению доли государства и перевод на конкурентный рынок некоторых предприятий, работающих в периметре естественных монополий, и целый ряд других мер. Хотел бы сказать, что добросовестный бизнес несёт потери от неконкурентного поведения участников рынка не в меньшей степени, чем государство и общество в целом. Поэтому мы готовы здесь безусловно искать компромиссные решения. И надеюсь, что наши предложения будут услышаны и учтены по итогам сегодняшнего Госсовета", - сказал А.Шохин. |