06.04.2018  Для МБ добросовестная конкуренция – это прозрачный доступ на рынки сбыта

   5 апреля под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране, сообщает Kremlin.ru.
   Участники заседания рассмотрели необходимые меры для достижения целей, сформулированных в Указе Президента от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
   На заседании Госсовета выступил глава «ОПОРЫ РОССИИ» А.Калинин, который отметил, что "для малого бизнеса добросовестная конкуренция – это, прежде всего, прозрачный и обоснованный доступ на рынки сбыта. Но при этом механизмы должны обеспечивать и поставку качественных товаров, и экономически обоснованные цены. Прежде всего, что нас волнует? Мы недавно смотрели исследования Минфина, по 223-му закону государственные корпорации, по оценке Минфина, 95 процентов – о внеконкурентных процедурах.
   И что мы видим, что нас беспокоит? Доля закупок для госкорпорации у единственного поставщика растёт ежегодно и уже превысила 60 процентов. Мы очень надеемся, что те законы, которые приняло, разработало Правительство Российской Федерации, они заработают с 1 июля. Там и способы закупок резко сокращаются, и количество площадок до разумного предела сокращаются.
   Это правильное решение. Мы будем смотреть, как оно будет реализовываться. Но Вы сегодня сказали, что должен же быть какой-то баланс. У единственных закупок нас что беспокоит? Когда-то это было 40, 50, теперь свыше 60. И нам кажется, что объём тех закупок, которые госкорпорация малого и среднего бизнеса мониторит, а там закупок у единственного поставщика в разы меньше, мог бы быть больше. То есть нужно поставить какой-то предел закупкам у единственного поставщика для госкорпораций, иначе они это обосновывают и резко сокращают конкурентное поле.
   И второй момент. Конкуренция, кстати, у закупок у регионов или тем более у федеральных органов власти гораздо выше. Но там очень большая разница в регионах. К примеру, платформу, которую Москва создала, «Электронная Москва», или другие регионы, лучшие регионы могли бы ведь поделиться этими платформами. Там, я понимаю, есть противоречия. Они туда деньги вложили. И как этим делиться с другими регионами?
   Но мы же все от этого выиграем. Если самые передовые и качественные цифровые решения, это же всё равно одно государство. Они каким-то образом могли бы это передавать тем регионам, которые готовы уже взять цифровую платформу и без бюджетных затрат реализовать на своей территории.
   Возможно, это механизм лицензии по разумным, конечно, ценам. Но передовой опыт, конечно, может тиражироваться в другие регионы. Не нужно ничего придумывать. Есть лучшие цифровые решения.
   Третий момент – это закупки инновационной продукции. У нас есть постановление № 1442 «О закупках инновационной продукции». Доля растёт, но там есть какое противоречие? Во‑первых, у нас нет понятия, что такое инновационная продукция, чётко дефинированное понятие, что мы относим к инновационной продукции, и как оно могло бы войти в реестр.
   А дальше встаёт другой момент. Ведь, как правило, инновационная продукция дороже тех технологий, которые используются на обычной продукции. К примеру, композитные материалы и обработка бетона и битума отличаются. Но там мы получаем защиту на весь срок жизни, тем более морских бетонных узлов, а здесь на два года.
   И всё-таки для инновационной продукции должна быть какая‑то ценовая преференция создана. Мы иногда это создаём на государственном уровне, как в ситуации с вагонами инновационными, а частным предприятиям и средним предприятиям, получается противоречие, я должен продавать дешевле. Но продукт качественней, долгосрочней, лучше, он априори не может быть дешевле. И вот здесь какой‑то механизм по ценовым критериям для инновационной продукции должен быть выстроен.
   И момент о приватизации федерального имущества. Мы добились отличных результатов по 159‑му Федеральному закону по приватизации муниципального, регионального имущества. Десятки, сотни тысяч малых предприятий выкупили имущество по рыночным ценам. Но у нас накоплен огромный объём федерального имущества, которое не подпадало под этот закон. Это имущество ФГУП, ОАО, подготовка к приватизации которого, они малюхотные, стоит огромных денег. И там огромный потенциал для развития конкуренции.
   И в заключение о Дальнем Востоке, поскольку вхожу в Общественный совет порта Дальнего Востока. Механизм заработал. Но вот тоже: люди пошли туда, они хотели бы развиваться, а вокруг земли Министерства обороны.
   А нужно ли столько тоже изымать из хозяйственного оборота, для того чтобы не давать развиваться тем предприятиям, которые сейчас хотят вот этим механизмом порта Дальнего Востока воспользоваться? Хотелось бы тоже какую‑то разумную, может быть, ревизию провести, нужно ли Министерству обороны такие земли", - сказал А.Калинин.