06.04.2018  Здоровая конкурентная среда - условие для роста доли МСБ в ВВП до 40%

   5 апреля под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране, сообщает Kremlin.ru.
   Участники заседания рассмотрели необходимые меры для достижения целей, сформулированных в Указе Президента от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
   С основными докладами выступили глава Удмуртской Республики Александр Бречалов и руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, а также Министр экономического развития Максим Орешкин и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.
   М.Орешкин считает, что "для устойчивого сильного экономического роста необходимо два фундаментальных условия: макроэкономическая стабильность и наличие здоровой конкурентной среды. Если с макроэкономической стабильностью у нас всё в порядке, то в вопросах конкуренции мы, конечно же, серьёзно отстаём.
   Какие факторы искажают конкуренцию? Первое, о чём сегодня уже говорилось, ‒ это государственное регулирование. Механизмами искажения здесь единого экономического пространства могут быть, например, особые условия доступа к государственным закупкам, точечное выделение госсубсидий, особое расположение контрольно-надзорных органов или, например, формирование для отдельных компаний на конкурентных рынках специальных законодательных условий, например, пониженных налоговых ставок, гарантий неизменности налоговых условий в будущем и многого другого.
   Здесь, например, при использовании такого инструмента, как специальный инвестиционный контракт, важно придерживаться принципа неискажения конкуренции. Вы, Владимир Владимирович, именно такую задачу ставили на Санкт-Петербургском форуме в прошлом году. Здесь мы совместно с ФАС выступили с инициативой о включении представителя службы в соответствующую межведомственную комиссию для оценки угрозы для конкуренции при рассмотрении таких контрактов. Дмитрий Анатольевич нашу инициативу поддержал.
   Кроме того, и об этом говорил Игорь Юрьевич, считаем возможным добавить в механизм оценки регулирующего воздействия обязательную процедуру оценки влияния на конкурентную среду.
   В целом в рамках вопроса распределения субсидий или применения других механизмов государственной политики нам необходимо максимально отходить от тех инструментов, где решение принимается чиновниками, и переходить к прозрачным механизмам, которые поддерживают конкуренцию как внутри отраслей, так и между отраслями.
   Хорошим признаком эффективности господдержки является признак выхода поддерживаемого предприятия на глобальные рынки. Об этом Вы также говорили во вступительном слове. Считаю, что нам во все меры государственной поддержки надо вводить критерии присутствия получателя на внешних рынках. Такой подход в своё время во многом обусловил переход таких экономик, как Япония и Корея, в группу стран с высокими доходами.
   Второй фактор искажения конкуренции ‒ это прямое вмешательство государства в те или иные рынки. Во вступительном слове, и сегодня уже об этом было много сказано, Вы говорили о проблеме унитарных предприятий. Я бы ещё отметил вопрос роста общей доли государства в экономике, в том числе за счёт крупных компаний, которые расширяют сферы своей деятельности.
   В прошлом году, по оценкам экспертов, доля государства у нас опять выросла и вплотную приблизилась к отметке в 50 процентов. В своём Послании Вы поставили цель по росту доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 40 процентов. Очевидно, что без значительного снижения доли государства этого уровня достичь будет просто невозможно.
   Третий фактор искажения конкуренции ‒ это распределение финансового ресурса в экономике не по принципам наибольшей эффективности получателя. Во многом рост госсектора, о котором мы говорим, в последние годы финансируется кредитными ресурсами, и проблема здесь в том, что значительный рост долга госкомпаний и компаний с государственным участием далеко не всегда сопровождается ростом их прибыли.
   Это говорит о недостаточной эффективности инвестиций и значительных рисках для государства в будущем. В долг таким компаниям, начиная с определённого уровня долговой нагрузки, дают исключительно по причине того, что за их спиной стоит казна.
   Также необходимо вспомнить и о проблемах банковской системы, где, например, за последние годы у ряда банков, даже уже находящихся в процедуре санации, активы росли на сотни миллиардов рублей. А это означает, что эти деньги вместо эффективных компаний реального сектора экономики получал кто‑то другой. То, что такая практика постепенно сходит на нет, это, конечно же, положительный вклад в развитие экономики.
   Четвёртый фактор ‒ это теневая экономика. Разница в налогообложении из‑за уклонения от уплаты ‒ это очень серьёзный фактор искажения условий конкуренции. Сформировавшийся в последние годы тренд на рост прозрачности должен быть однозначно продолжен, и, конечно, большую поддержку здесь открывают возможности использования новых цифровых технологий.
   Знаете, зачастую ограничения конкуренции происходят из благих намерений: договорился с какой‑нибудь компанией, создал ей тепличные условия, избавил от конкурентов лет на десять. Она в ответ проинвестировала ‒ и пожалуйста, может демонстрировать быстрый результат.
   Однако надо понимать, что за краткосрочным положительным эффектом часто следуют долгосрочные и негативные последствия. Из-за переориентации спроса могут закрываться более эффективные предприятия, а потребитель остаётся на долгий срок с не самой качественной продукцией по высокой цене.
   Завершая своё выступление, повторюсь: создание здоровой конкурентной среды является базовым фундаментальным условием для достижения поставленных целей и по росту доли малого и среднего бизнеса, и по повышению производительности труда, и по росту ненефтегазового экспорта, и, как результат, в целом по обеспечению высоких темпов экономического роста", - сказал Министр экономического развития.