16.02.2018  Современный бизнес на селе: возможности и перспективы

   14 февраля накануне открытия Российского инвестиционного форума, в День молодежного предпринимательства, прошла сессия «Современный бизнес на селе: возможности и перспективы», организованная Российским союзом сельской молодежи.
   Эксперты озвучили меры господдержки для сельских предпринимателей, рассказали о кооперации, поделились бизнес-опытом и предложили новые идеи для того, чтобы донести их до Минсельхоза РФ, сообщает пресс-служба форума.
   Модератором дискуссии выступила председатель Центрального совета Общероссийской молодежной общественной организации «Российский союз сельской молодежи», член Центрального штаба Общероссийского народного фронта Юлия Оглоблина. Спикер рассказала, что за 10 лет работы Союз, главная цель которого помочь с трудоустройством на селе и научить предпринимательству, объединил более 50 тысяч человек в 75 субъектах страны. «Будут рабочие места на селе — будет жизнь на селе, — уверена модератор. — Появится инфраструктура». По словам эксперта, с увеличением государственной поддержки активнее стали открываться крестьянско-фермерские хозяйства, работает программа Минсельхоза по улучшению жилищных условий на селе, живой интерес у сельчан вызывает грантовая поддержка для открытия своего дела. По просьбе студентов вузов и ссузов аграрной направленности Союз разработал интеллектуальную игру «Начинающий фермер», с помощью которой можно обучиться навыкам бизнес-планирования. Однако, по мнению спикера, селам по-прежнему не хватает информационной обеспеченности.
   Согласился с модератором директор ООО «Кооперативные системы» Липецкой области, координатор проекта «Народная кооперация» Анатолий Коротаев. Он предлагает использовать кооперацию для развития малого бизнеса на селе. По данным эксперта, только 3,4% начинающих предпринимателей выживают в течение первых трех лет, а «кооперация показала свою работоспособность»: в работу вовлекаются личные подсобные хозяйства, возрождаются неиспользованные земли, открываются кооперативные магазины, жилищно-накопительные кооперативы. Однако существуют проблемы с освоением cредств, которые выделяет на кооперацию Минсельхоз.
   Ввести единую форму отчетности для малого предпринимателя и вовлекать сельчан в бизнес через повышение финансовой грамотности предлагает руководитель регионального волонтерского центра повышения финансовой грамотности «Содействие» Тамбовской области, кандидат экономических наук Андрей Манохин. По мнению спикера, сельские жители «лишены качественного образования в финансах». Кроме того, стать фермером проблематично, так как основной пул уже сложился.
   Начальник отдела развития агропромышленного комплекса, природных ресурсов, экологии, СНТ и муниципального контроля администрации городского округа Луховицы Московской области Александр Лагутин считает, что с помощью продовольственного бренда можно вовлечь население в предпринимательскую активность. Так, в Луховцах возродили традиционный промысел — выращивание луховицких огурцов. Сегодня идея привлекает инвесторов и туристов, а значит, помогает развивать инфраструктуру и создавать новые рабочие места. «Период красивой упаковки уже прошел», — убежден эксперт. По его мнению, современному покупателю важно, на какой территории производилась продукция, в каких условиях. Спикер уверен, что в каждом российском селе есть свой уникальный продукт, который нужно найти и популяризировать.
   Работающий бизнес-кейс презентовала индивидуальный предприниматель Безенчукского района Самарской области Мария Уницаева. В 2015 году спикер получила грант Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области в размере 500 тысяч рублей и открыла в своем поселке парикмахерскую. По словам предпринимателя, среди преимуществ развития малого бизнеса на селе — полное отсутствие конкуренции, низкая арендная плата, низкий тариф на коммунальные услуги, а также минимум расходов на рекламу. Препятствиями являются ограниченность территории, пенсионный возраст населения и невысокий доход жителей.