11.01.2018  В ноябре 2017 г. спад промышленного производства составил 3, 6%

   Счетная палата Российской Федерации подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-ноябрь 2017 г. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документе, сообщает пресс-служба ведомства.
   Объем ВВП в январе-ноябре 2017 г. в текущих рыночных ценах составил 81,5 трлн руб. или 88,3% прогнозируемого объема (92,2 трлн руб.). Рост ВВП в III-м квартале 2017 г. замедлился и составил 101,8% к аналогичному периоду 2016 г. Замедление темпов роста валовой добавленной стоимости отмечено в добыче полезных ископаемых, обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха. В обрабатывающих производствах, строительстве, деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений рост сменился снижением. Замедление темпов роста ВВП ставит под сомнение возможность достижения прогнозного значения годовых темпов роста ВВП.
   Индекс промышленного производства в январе – ноябре 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. составил 101,2% (в аналогичном периоде 2016 г. – 101,4%). Однако в ноябре по сравнению с аналогичным периодом 2016 года отмечался спад на 3,6%. В целом за январь – ноябрь снижение динамики продолжается в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – на 2,7% (в аналогичном периоде 2016 г. – на 0,8%). В добыче полезных ископаемых отмечается рост на 2,2% (в аналогичном периоде 2016 г. также рост на 2,7%); в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха – на 0,6% (на 1%); в обрабатывающих производствах – на 0,4% (на 0,8%). Динамика промышленного производства за январь – ноябрь 2017 г. существенно отличается от прогнозного значения, использованного при расчетах к федеральному бюджету (рост на 2,1%). Существуют риски недостижения прогнозного показателя.
   Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе – ноябре 2017 г. составила $52,14 за баррель, что на 27,7% выше чем в аналогичном периоде 2016 г., а также на 4,5 % выше среднегодовой прогнозной цены ($49,9 за баррель). В декабре цены на нефть продолжили рост, достигнув по состоянию на 19 декабря 2017 г. $63,02 за баррель.
   Официальный курс доллара США к рублю в январе – ноябре 2017 г. составил 58,31 руб. за 1$, что на 13,4% ниже уровня за аналогичный период 2016 г. (67,34 руб. за 1$). Текущий курс доллара США к рублю отличается от прогнозного годового курса только на 1,09 рубля.
   Инфляция по итогам ноября с начала года составила 2,1%. По состоянию на 18 декабря 2017 г. инфляция отмечена на уровне 2,4%. Продовольственные товары по итогам ноября с начала года подорожали на 0,5% (в аналогичном периоде 2016 г. – на 4%). Непродовольственные товары подорожали на 2,4% (на 6,2%). Прирост цен и тарифов на услуги – составил 4% (в аналогичном периоде 2016 г. – 4,6%).
   Просроченная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 декабря 2017 г. составила 3,1 млрд руб., увеличившись с начала года на 14,6%. Объем просроченной задолженности по заработанной плате составил менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности. При этом просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств составила 99,2% общего объема просроченной задолженности.
   Доходы федерального бюджета в январе – ноябре 2017 г. составили 13,4 трлн руб. или 91,1% прогнозного показателя на год. Из общего объема доходов федерального бюджета нефтегазовые доходы составляют 5,3 трлн руб. (92,1% прогнозируемого объема), ненефтегазовые доходы – 8,1 трлн руб. (90,6%). По сравнению с аналогичным периодом 2016 г. общий объем доходов федерального бюджета увеличился на 1,98 трлн руб. или на 17,3%, нефтегазовые доходы – на 984,7 млрд руб. или на 22,6%, ненефтегазовые доходы – на 995,6 млрд руб. или на 14%.
   Расходы федерального бюджета в январе – ноябре 2017 г. исполнены в сумме 13,95 трлн руб. или 82% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, что на 5,9% больше объема исполнения за аналогичный период 2016 г. (13,2 трлн руб., или 79,2%). Исходя из объема бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи и исполнения расходов федерального бюджета на 1 декабря 2017 г., до конца года необходимо исполнить около 3,1 трлн. руб. Наименьший уровень исполнения расходов бюджета отмечен по следующим главным распорядителям: ФАДН России – 36,3%, Росаккредитация – 39,6%, Минкомсвязь России – 44,2%, Минтранс России – 47,9%, Минэнерго России – 50,4%, Минвостокразвития России – 56,1%, Управление делами Президента России – 61,6%, Росавиация – 63%, Минэкономразвития России – 64,5%, Минкавказ России – 66,9%, Росводресурсы – 68,3%, Росжелдор – 68,9%, Роснедра – 69,1%.
   Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм (открытая часть) по состоянию на 1 декабря 2017 г. исполнены в сумме 6,7 трлн руб. или 81,2% показателя сводной росписи с изменениями (в аналогичном периоде 2016 года – 6,6 трлн руб. или 83,3%). Низкий уровень исполнения отмечен по следующим государственным программам: «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы» – 4,6 млрд руб., или 35,4% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, при этом за аналогичный период 2016 года исполнение составило 72,2%, за 2016 год в целом – 98,9%, «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы» - 23,8 млрд руб., или 41,2% (за аналогичный период 2016 года – 53%, за 2016 год в целом – 98,4%), «Реализация государственной национальной политики» - 1,3 млрд руб., или 43,6% (реализуется с 2017 года), «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года – 10,5 млрд руб., или 60,6% (за аналогичный период 2016 года – 66,5%, за 2016 год в целом – 96,6%), «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года» - 97,5 млрд руб., или 63% (за аналогичный период 2016 года – 57,7%, за 2016 год в целом – 95%).
   Таким образом, с учетом сложившегося уровня исполнения расходов за январь - ноябрь 2017 г., за аналогичный период 2016 г. и в целом за 2016 г. существуют риски неисполнения бюджетных ассигнований по указанным госпрограммам за 2017 год в полном объеме.
   Расходы на реализацию приоритетных проектов (программ) на 1 декабря 2017 г. исполнены в сумме 123,4 млрд руб., или 66,8% показателя сводной росписи с изменениями (расчетно). Низкий уровень исполнения расходов на указанные цели свидетельствует об имеющихся рисках неисполнения или несвоевременного исполнения контрольных точек, недостижения запланированных значений показателей мероприятий, неэффективного использования в 2017 году бюджетных средств. На низком уровне исполнены расходы на реализацию приоритетных проектов (программ) «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (2,8%), «Комплексное развитие моногородов» (21,8%), «Международная кооперация и экспорт в промышленности» (26,6%), «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» (28,4%), «Чистая страна» (43,3%).
   Расходы федерального бюджета на ФАИП по состоянию на 1 декабря 2017 г. составили 503,3 млрд руб. или лишь 69,1% объема доведенных лимитов бюджетных обязательств на ФАИП без учета расходов в составе консолидированных субсидий. Темпы ввода в эксплуатацию объектов ФАИП продолжают оставаться низкими. Так, по итогам 9 месяцев 2017 г. из 482 объектов, предусмотренных к вводу в 2017 г., было введено в эксплуатацию лишь 38 или 7,9% (в аналогичном периоде 2016 г. – 21 из 512 объектов или 4,1%).
   Межбюджетные трансферы бюджетам регионов за январь-ноябрь 2017 г. исполнены в сумме 1,43 трлн руб. или 81,2% показателя сводной росписи с изменениями. По сравнению с аналогичным периодом 2016 г. объем межбюджетных трансфертов регионов увеличился на 8,3%. В январе – ноябре 2017 года по 19 главным распорядителям из 26 исполнение составило менее 80% показателя сводной росписи.
   Контрактуемые расходы федерального бюджета (открытая часть) за январь – ноябрь 2017 г. составили 1,7 трлн руб. или 72,4% доведенных до распорядителей лимитов бюджетных обязательств. Низкий уровень исполнения контрактуемых расходов отмечается по Росгидромету, Минтрансу России, Управлению делами Президента Российской Федерации, Минкомсвязи России. На федеральном уровне было заключено 675,5 тыс. контрактов, что на 1,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого 2016 года. При этом общая стоимость заключенных контрактов увеличилась на 5,2%. Экономия средств по результатам осуществления процедур закупок на федеральном уровне составила 4,8 % (в аналогичном периоде 2016 г. – 7,3%).
   Расходы федерального бюджета на взносы в уставный капитал АО, имущественные взносы и субсидии госкорпорациям и госкомпаниям на 1 декабря 2017 г. исполнены в сумме 301 млрд руб. или 64,5% показателя сводной росписи с изменениями. Взносы в уставные капиталы АО с госучастием исполнены в сумме 101,6 млрд руб., или 53,4 % показателя сводной бюджетной росписи (с изменениями), имущественные взносы - 143,1 млрд руб. (82,8 %), субсидии на выполнение возложенных полномочий и осуществление деятельности - 56,3 млрд руб. (54,2 %). Следует отметить, что Росжелдором осуществлены взносы в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» в сумме 29,8 млрд. руб. или 49,1 % показателя сводной росписи с изменениями, Минфином России осуществлен взнос в уставный капитал АО «Россельхозбанк» в сумме 25,0 млрд. руб. или 55,6 %, Минтрансом России осуществлен один из трех взносов в уставный капитал ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» в объеме 2 млрд руб. или 17,5%, Минпромторгом России осуществлены взносы в уставный капитал АО в сумме 0,98 млрд руб. или 4,6 %, по Минкавказу России отсутствует кассовое исполнение по взносу в уставный капитал АО «Корпорация развития Северного Кавказа» в объеме 2,4 млрд. руб.
   Дефицит федерального бюджета по итогам января – ноября 2017 г. сложился в сумме 533,5 млрд руб. при утвержденном годовом объеме дефицита 2 трлн руб. Финансирование дефицита федерального бюджета в основном обеспечено за счет размещения государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации.
   Объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте по состоянию на 1 декабря 2017 г. составил 994,6 млрд руб., и увеличился на 2,3% по сравнению с объемом на начало года. Объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте составил 3,9 трлн руб. и уменьшился на 10,4%. Согласно информации Минфина России и Федерального казначейства, средства ФНБ были направлены на софинансирование формирования пенсионных накоплений граждан (5,5 млрд руб.), а также на обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета ПФР (492,5 млрд руб.).
   По состоянию на 1 декабря 2017 года средства, направленные на покупку иностранной валюты (4,6 млрд долларов США, 4,1 млрд евро и 0,8 млрд фунтов стерлингов) составили 596 млрд руб.
   Государственный долг России за январь – ноябрь 2017 г. увеличился на 9,1% и составил 12,1 трлн руб. Государственный внешний долг сократился на 0,08% и составил $51,2 млрд. Государственный долг регионов уменьшился на 9% и составил 2,1 трлн руб. Доля бюджетных кредитов в объеме задолженности бюджетов регионов увеличилась на 2,6 проц. пункта и составила 44,7%, доля коммерческих кредитов уменьшилась на 6,6 проц. пункта и составила 27,7%.