26.10.2017  Общая сумма задолженности по зарплате составляет 3, 387 млрд. рублей

   25 октября Президент провёл в Кремле очередное совещание с членами Правительства, сообщает Kremlin.ru.
   Министр труда и социальной защиты М.Топилин сообщил, что "на 1 октября общая сумма задолженности по заработной плате составляет 3 миллиарда 387 миллионов рублей. Если говорить об уровне этой задолженности, то в принципе в этом году максимальная задолженность была в мае порядка 3,8 миллиарда рублей. Если сравнивать с прошлым годом, путём всех принимаемых мер надзорного реагирования нам удалось снизить задолженность приблизительно на 1 миллиард. В прошлом году это было 4,5–4,8 миллиарда. То есть мы плавно задолженность снижаем, но понимаем, безусловно, что эта проблема остаётся достаточно острой. Мы пытаемся в каждом конкретном случае, что называется в ручном режиме, силами инспекторского реагирования и силами Федеральной службы по труду и занятости в каждой ситуации разбираться и максимально предпринимать меры по взысканию задолженности.
   Подавляющий объём задолженности, почти 100 процентов, – это задолженность хозяйствующих субъектов, которая связана где-то с банкротствами, где-то с невыполнением контрактов по федеральному бюджету, по бюджетам субъектов и по муниципальным бюджетам. Иногда возникают буквально на несколько миллионов задолженности, которые я сам лично с губернаторами в рабочем режиме разбираю, но эти ситуации являются исключением из случаев.
   Как я уже сказал, работает Федеральная служба по труду и занятости в этом направлении. 3 миллиарда, о которых я сказал, задолженность – это задолженность на дату, задолженность, которую фиксирует Росстат. На самом деле в периоде между отчётными датами задолженность возникает на большем количестве предприятий. По этим мерам инспекторского реагирования за девять месяцев этого года погашено порядка 15 миллиардов рублей задолженностей. То есть мы работаем с перечнем предприятий, который составляет где-то около 100 предприятий, где задолженность более 25 миллионов. Мы ведём такой мониторинг, если предприятие такое появляется, то максимально предпринимаются меры.
   В прошлом году мы начали активно работать со Следственным комитетом. Большое спасибо здесь коллегам, потому что раньше этой совместной работы не проводилось, включая меры и уголовной ответственности. В прошлом году 225 человек было осуждено по статье № 145 Уголовного кодекса. В этом году мы уже за девять месяцев порядка 1200 таких сюжетов передали в следственные органы с тем, чтобы возбуждались дела, потому что иногда просто мер административного законодательства бывает недостаточно.
   Что касается законодательства. В прошлом году мы серьёзные поправки в конце прошлого года внесли в законы, прежде всего в Кодекс об административных правонарушениях и в Гражданский процессуальный кодекс, усилили меры ответственности по линии Кодекса об административных правонарушениях. Если раньше максимальные штрафы были 30 тысяч рублей для юрлиц, то сейчас при повторном нарушении штраф уже 100 тысяч. Тоже работаем в этом направлении.
   Сделали поправки, которые теперь позволяют работнику не в течение только трёх месяцев обратиться в суд, а в течение года. То есть иногда люди реагируют не сразу, не сразу обращаются, надеются на то, что работодатель будет себя вести нормальным образом. Просто этого срока, по нашему анализу, зачастую не хватало. Надеемся, что всё-таки это будет способствовать тоже судебным процедурам для разрешения этих проблем.
   Подготовлены поправки в статью № 855 Гражданского кодекса. Речь идёт об очерёдности списания денежных средств при текущем исполнении платежей, налоговых платежей и платежей по заработной плате. Предложили это сделать по заработной плате всё-таки в первую очередь, а потом по налогам. Сейчас этот законопроект находится в Администрации Президента, рассматривается. Если коллеги поддержат, дадут положительное заключение, мы тогда с этим законопроектом будем дальше работать. Нам кажется, что он позволит нам совершить ещё один шаг в защиту прав работников.
   Сейчас работаем с Генеральной прокуратурой, на такой предмет, чтобы внеплановые проверки обязательно согласовывали с Генеральной прокуратурой. Есть предложение всё-таки по тем вопросам, которые связаны с задолженностью по заработной плате, более оперативно реагировать, если это заявление работника, с тем, чтобы инспектор мог выйти моментально на то предприятие, где есть нарушение, но, естественно, с незамедлительным направлением информации, извещением Генеральной прокуратуры. Если Вы такое предложение поддержите, то мы… Такая практика сейчас действует. Но Генпрокуратура внеплановые проверки предлагает с ней согласовывать.
   У меня есть список предприятий, по которым в последнее время мы достаточно серьёзные усилия предприняли и задолженность погасили. Но скажу, что у нас есть ряд точек, по которым мы постоянно работаем. Например, остались долги по бывшим управлениям «Спецстроя», по «Дальспецстрою». Сейчас мы с Министерством обороны тоже отрабатываем, чтобы до конца года в рамках завершения ликвидационных процедур этот вопрос решить. Есть у нас надежда на то, и я в этом уверен, что до конца года мы здесь полностью с людьми должны в ходе закрытия работ расплатиться. Там задолженность ещё более 400 миллионов рублей.
   Нашли решение по непростому случаю. Есть в Приморском крае акционерное общество «Радиоприбор», по которому задолженность тоже более 400 миллионов рублей. Сейчас с собственниками Приморский край, новый исполняющий обязанности губернатора работает. Тоже есть у нас надежда на то, что до конца года мы эту задолженность погасим. То есть в ручном режиме фактически мы по тем предприятиям, которые создают напряжённую ситуацию в регионах, отрабатываем.
   Что касается регионов, 46 процентов, почти половина задолженности, это семь регионов: Хабаровский край, Приморский край, Кемеровская область, Амурская область, Коми, Мурманская область. Я бы попросил по итогам совещания дать поручения этим губернаторам. У нас была непростая ситуация на угольных предприятиях в Ростовской области, такая компания, как «Кингкоул». Когда губернатор Ростовской области в эту ситуацию сам включился, хотя это не его предприятие, не его задолженность, то нам удалось в течение полугода эту тему закрыть, и задолженность перед работниками, старая задолженность, была погашена. Поэтому, когда губернаторы в этот процесс включаются, происходят положительные вещи в регионе", - сказал М.Топилин.