29.09.2014  Увеличение прибыльности с помощью минимального жизнеспособного продукта

Когда компании придумывают новые продукты или услуги, они могут потратить много месяцев на разработку своего «идеального предложения», оценивая все аспекты от дизайна до функционала, они спрашивают мнение клиентов и думают, что продукт получится идеальным. Однако когда, наконец, продукт появляется на прилавках магазинов, оказывается, что он никому не нужен. И ведь это просто катастрофа!

Вместо этого они могли бы развивать «минимальные жизнеспособные продукты». Данный подход предполагает выпуск «скелетного» продукта, так чтобы вы могли быстро узнать, чего хотят люди, и то, чего они не хотят. В такой ситуации, вы сможете быстро корректировать продукт, на основе ранней обратной связи и так, в конце концов, создать ценный, желанный и полезный продукт с минимальными вложениями и потерями.

В этой статье мы рассмотрим данный подход в деталях и расскажем, как можно создать минимальный жизнеспособный продукт для своих клиентов.

Что такое минимальный жизнеспособный продукт?

Эрик Райс, автор влиятельной книги о Lean Startup, был одним из первых людей, популяризировавших концепцию МЖП. Согласно Райсу, «минимальный жизнеспособный продукт — версия нового товара или услуги, которая позволит команде собрать максимальное количество проверенных данных о клиентах, прикладывая наименьшие усилия». Проще говоря, это очень базовая версия вашего продукта или услуги, которую вы продаете, чтобы проверить свои предположения о бизнес-модели. Он имеет основные, необходимые для продукта функции и ничего более.

Однако, MVP больше, чем просто прототип. В данном случае продукт является частью стратегии, которая включает генерацию идей, измерение, обучение и анализ.

Целью MVP является тестирование рынка и получение точной информации о потребностях ваших клиентов. Предлагая упрощенную версию продукта или услуги, вы можете получить важную информацию о том, что люди хотят, и как можно избежать создания бессмысленного товара. Поэтому запуск такого продукта сокращает риски, связанные с запуском нового продукта иповышает прибыльности предприятия.

Преимущества и недостатки

Многие считают, что MVP — пустая трата времени. В конце концов, зачем тратить время и ресурсы на создание прототипа, который может быть неполным, или который может быть слишком упрощен, чтобы обратиться к вашему целевому рынку. Ведь можно использовать возможности фокус-группы, провести исследование рынка или опросить потенциальных клиентов, чтобы определить, чего они в действительности хотят. MVP не должен быть (а часто и не может быть) дорогим и сложным; они позволяют проводить «ранние исследования» чтобы выявить и определить полезные функции, а также получить ценную обратную связь о том, что работает, а что нет. Такие вещи очень трудно измерить в фокус-группе или исследовании, потому, что, во-первых, люди не знают чего хотят, а во-вторых, они не смогут высказать свое мнение, пока не пощупают продукт. Эта обратная связь может иметь неоценимое значение в процессе обучения.

К тому же, вы можете постоянно дорабатывать продукт, проходя через повторяющиеся циклы до тех пор, пока он не будет отвечает потребностям вашего целевого рынка; или же, наоборот, вы не сделаете вывод о том, что идея является провальной.

При создании MVP, вы можете ускорить обучение, используя минимальные ресурсы, а также уменьшив неэффективность и брак. Вы также можете снизить риски, потому что вы вряд ли будете инвестировать деньги в продукт, который не получил на этапе тестирования положительной реакции клиентов.

Внедряя MVP можно встретить внутреннее сопротивление; в конце концов, продукт может быть полон ошибок или отсутствующих возможностей, которые ваша команда рассматривает как важные. Если руководство команды не поддерживает эту инициативу и избегает его использования, члены команды не будут чувствовать себя комфортно, выпустив минималистичный продукт, к которому конкуренты будут иметь доступ. По мнению некоторых, таким образом можно упустить свое конкурентное преимущество.

Примечание:

Важно думать об уровне необходимого качества. Неизвестная компания может запустить глючный продукт, постоянно дорабатывая его, а позже преуспеть. Но хороший и продвинутый бренд не может себе позволить столь сильных проблем с качеством.

Использование

Организации могут использовать MVP для тестирования новых продуктов, услуг и идей с внешними и внутренними клиентами. Вот некоторые примеры:

ИТ-специалисты вашей компании приходят с интерфейсом, который поможет людям ориентироваться в системе управления данными компании. Они решают запустить MVP новой системы, которая очень проста в использовании для обычных юзеров. Пользователи предоставят ИТ-специалистам важную обратную связь о том, что им нужно, а что не нужно, а также о том, что работает, а что нет. Затем команда ИТ-специалистов использует эти знания для улучшения интерфейса, который устроит большую часть пользователей.

Или например, представьте, что у молодого стартапа есть идея создания плагина для поисковой системы, которые может произвести революцию в мире интернет поиска. Они решают создать целевую страницу с потоковым видео, которое объясняет технологию и ее предложение ценности, чтобы увидеть, как клиенты отреагируют на него. На сайте, они просят заинтересовавшихся людей, подписаться на обновления в Твиттере. Это позволяет компании оценить интерес клиентов, задавать и отвечать на вопросы, а также построить список тестеров. В этом случае, MVP — это сайт, а не сам плагин.

Как создать MVP

По сути, создание MVP сродни проведению структурированного эксперимента, который подтверждает или опровергает предложенные вами бизнес-модели.

Выполните следующие действия, чтобы разработать MVP.

Шаг 1: Определение ваших предположений

Одним из основных понятий в MVP является проверка критически важных предположений о вашем продукте, услуге или идее. В «The Lean Startup» Эрик Райс утверждает, что цель запуска — проверка и доказательство своего предположения, что люди будут платить вам за ваш продукта, и что вы будете в состоянии успешно масштабировать бизнес. Поэтому, важно начать с прояснения предположений. Например, Райс описывает два предположения для медийного проекта:

Мы можем привлекать внимание достаточно большого сегмента клиентов на постоянной основе.

Мы можем продавать это внимание рекламодателям.

Посмотрите на ваш бизнес-план, миссию и видение, а также на целевой рынок. Какие предположения у вас имеются относительно клиентов, сотрудников и прибыли?

Ответьте на эти вопросы:

В чем суть проблемы, которую может решить ваш продукт, услуга или идея? Стоит ли решать данную проблему?

Каково ваше предложение ценности для клиентов?

Что вы больше всего хотите узнать о нуждах ваших клиентов?

После того как вы ответите на эти вопросы, попытайтесь спрогнозировать то, как клиенты будут реагировать на ваш продукт или услугу.

Шаг 2: Определить минимальные средства, необходимые для запуска

Ваш MVP должен иметь только минимальное количество функций, необходимых для того, чтобы проверить гипотезы о вашей бизнес-модели. Возможно, это трудная концепция для восприятия и у вас появится соблазн продолжить добавлять функции или услуги, чтобы сделать его жизнеспособнее и привлекательнее. Важно помнить, что каждый ненужный функционал, в случае провала продукта, обернется потерями. Таким образом, сохраняйте свой продукт как можно более простым, и стремитесь выпустить его с наименьшей базовой функциональностью.

Имейте в виду, что ваш MVP может быть чем угодно: целевой страницей или сайтом, прототипом, или потоковым видео.

Полезная стратегия в данном случае — сделать простой список основных функций, которые ваш MVP будет содержать. После сократите этот список наполовину, а потом еще раз наполовину.

Шаг 3: Создайте MVP и проверить гипотезы

Теперь нужно, построить MVP и проверить гипотезу за минимальное время и при минимальных затратах. Важно как можно быстрее приступить к этому этапу.

Шаг 4: Собрать мнения и скорректировать продукт

Как только ваши первые клиенты получат возможность использовать MVP, спросите их, что им понравилось в нем, а что нет. Если ваш MVP решает реальную проблему, и их мнение покажет вам это, необходимо заполнить пробелы в продукте и начать работать над новой версией. Если этого не произойдет, то эти ранние тестеры дадут вам знать, — даже если отрицательный результат вам неприятен. Ваша цель — идти быстрыми, повторяющимися циклами развития MVP, основанными на обратной связи, которую вы получаете, пока у вас есть хорошо развитый, целенаправленный продукт, который удовлетворяет потребности вашего рынка.

Не унывайте, если начальная обратная связь отрицательная. Помните, что это очень ценная информация!

Прислушайтесь к тому, что скажут вам первые пользователи. Если они раскритикуют ваши идеи в пух и прах, так тому и быть, ведь с помощью подход MVP, вы не запускали полнофункциональный продукт, вы спасли время и деньги. Используйте эту возможность, чтобы выяснить реальные проблемы ваших клиентов и думайте над тем, как вы можете их решить.

Выводы

Эрик Райс, автор книги «Lean Startup», был одним из первых людей, популяризировавших концепцию минимального жизнеспособного продукта (MVP). MVP — базовая версия продукта или услуги, которую вы хотите продать потребителям или внутренним клиентам. Она имеет только основные функции, необходимые для доказательства необходимости и потенциального успеха на рынке.

Для создания MVP, выполните следующие действия:

Шаг 1: Определите ваши гипотезы.

Шаг 2: Определить минимальные функции, необходимые для старта.

Шаг 3: Проверьте свою гипотезу.

Шаг 4: Соберите мнения и измените продукт согласна им.

Одним из самых больших преимуществ использования MVP является то, что он минимизирует риски и останавливает вас от инвестирования времени и ресурсов на разработку провального продукта.