18.07.2014  По итогам II квартала опубликован «Потребительский индекс Иванова»

   Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB1, публикует восьмой выпуск обзора потребительского поведения и настроений российского среднего класса – «Потребительский индекс Иванова». В очередном обзоре, охватывающем прошедший квартал, рассматривается динамика потребительских расходов, сбережений и уровня потребительской уверенности в целом по стране.
   Результаты последнего исследования указывают на восстановление индекса потребительской уверенности, который вырос до минус 8% с минус 11% в I квартале этого года. Фоном для этого послужило укрепление российского рубля, что до некоторой степени способствовало росту ожиданий, связанных как с личным благосостоянием, так и благосостоянием всей страны, несмотря на слабый макроэкономический фон, сообщается на сайте банка.
   Основные выводы по итогам опроса потребителей следующие:
   Индекс ожиданий, связанных с благосостоянием страны в перспективе следующих 12 месяцев, вырос с минус 13% в марте до минус 8% в июне. Произошло это, на наш взгляд, благодаря снижению опасений, связанных c девальвацией рубля (ее в качестве фактора риска упомянули 17% респондентов по сравнению с 29% в I квартале 2014 года). Таким образом, число тех, кто считает текущие экономические условия нестабильными, заметно снизилось – с 78% в I квартале этого года до 70% на настоящий момент.
   Улучшение условий для крупных покупок предполагает, что продажи непродовольственных товаров во II квартале и июне могут оказаться выше, чем мы полагали ранее. Впрочем, не стоит переоценивать данный фактор: рост показателя может указывать лишь на возврат к среднему значению, в то время как ранее потребители оценивали макроэкономический и геополитический фон крайне негативно. Отметим, что ситуация в реальном секторе экономики ухудшается, что может привести к замедлению роста заработных плат во втором полугодии, так что уровень потребительских настроений может снова снизиться.
   Безработица осталась примерно на том же уровне, что и в I квартале, составив 9,3%. Индекс чистого найма снизился с минус 32% до минус 33%, так как доля предприятий, приостановивших наем сотрудников, выросла с 18% до 20%. В целом Ивановы с бόльшим оптимизмом оценивают перспективы своих работодателей: доля компаний, бизнес которых, по оценке Ивановых, в ближайшие два месяца будет расти, увеличилась с 28% до 31%. Средняя заработная плата по стране увеличилась с 28 600 руб. в марте до 29 500 руб. в июне.
   Данные по сбережениям неоднозначны. С одной стороны, 23% опрошенных считают, что сейчас подходящее время для того, чтобы откладывать средства, по сравнению с 18% в прошлом обзоре, а доля Ивановых, не имеющих сбережений, снизилась с 38% в марте до 37% в июне. В то же время средняя доля ежемесячно откладываемого в целях сбережений дохода снизилась с 11,5% в I квартале до 8,8% во II квартале.
   Исследователи не ожидают дальнейшего роста склонности Ивановых к экономии по сравнению с I кварталом. Доля покупателей, чувствительных к уровню цен, в июне осталась на уровне 68%. Практически не изменился и процент респондентов, старающихся сэкономить путем покупки более дешевых продуктов питания (56%), и тех, кто сократил потребление товаров первой необходимости (28%).
   Снижение уровня цен крупнейшими продовольственными розничными сетями с целью привлечь покупателей позволило сгладить потребительскую инфляцию: Ивановы не заметили повышения цен в магазинах во II квартале и, более того, указали на то, что цены в магазинах «Лента», «Пятерочка», «Ашан» и магазинах шаговой доступности «Магнит» стали более привлекательными. В итоге инфляционные ожидания снизились по сравнению с I кварталом.
   Современные форматы продуктовой розницы все быстрее набирают популярность: по нашим оценкам, их доля на рынке увеличилась на 3 п. п. по сравнению с сентябрем прошлого года, чем можно объяснить успехи крупнейших розничных сетей в привлечении покупательского потока. Самый быстрый рост был зафиксирован в формате гипермаркетов.
   Понижение цен в крупнейших розничных сетях с целью привлечь покупателей в условиях высокой продовольственной инфляции должно привести к увеличению продаж в сопоставимых магазинах во II квартале. Современные розничные сети переманивают покупателей у неорганизованных участников рынка, что должно положительно отразиться на их результатах за II квартал.
   Помимо публикации основного индекса потребительской уверенности, регулярный обзор включает в себя анализ опережающих показателей, дающих представление об основных тенденциях в секторах российской экономики, ориентированных на потребителя и отличающихся высокими темпами роста, в том числе в розничной торговле, банковской сфере, телекоммуникациях, медиа, ИТ, недвижимости и транспорте.
   Данное исследование по поручению Sberbank CIB проводит агентство рыночных исследований Cint – ранее раз в два месяца, а теперь ежеквартально. По методологии оно близко к квартальным исследованиям Росстата и аналогичным индексам в странах ЕС. Однако, исследование охватывает более широкий спектр вопросов, относящихся к потребительскому поведению россиян со средним уровнем дохода. Обзор основан на итогах опроса 2 300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тысяч человек. Погрешность оценок ниже 2%.