12.09.2012  Тюмень: как сохранить интеллектуальную собственность при продаже франшизы

   В отеле «Тюмень» состоялся круглый стол на тему «Собственная франшиза: регистрация, контроль, отраслевая специфика», собравший вокруг себя представителей городской и областной власти, тюменских предпринимателей и юристов.
   Основной вопрос, который стоял на повестке дня: как владельцу франшизы защитить свою интеллектуальную собственность, если франчайзи — покупатель франшизы, прекращает договорные отношения, но по факту продолжает пользоваться преимуществами франчайзинга: бизнес-процессами, технологиями, «ноу-хау»? Проблема усугубляется тем, что такого понятия, как «франчайзинг», в российском законодательстве не существует.
   Открывая обсуждение, начальник лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев отметил, что за примером далеко ходить не нужно. В Тюмени есть успешный проект развивающего центра «Ступеньки», чей опыт другие регионы готовы перенимать. Но директор центра, Марина Бакулина, недавно признанная «Предпринимателем года» в России, опасается за сохранность и качество своего продукта при передаче его франчайзи. Андрей Пантелеев предложил участникам форума, уже имеющим положительный опыт продажи франшизы, высказаться по этому поводу.
   Ильдар Хусаинов, руководитель агентства недвижимости «Этажи» считает, что покупателя франшизы в рамках договора концессии удерживают те преимущества, которые он получает, работая с собственником франшизы. И которых франчайзи немедленно лишается, если выходит из сотрудничества. По словам Хусаинова, специфика сферы недвижимости такова, что без определенного франчайзингового пакета, который предоставляет правообладатель, система работать не будет. «Недавно у нас два дня не работал внутренний портал — все франчайзи просто свернули деятельность на это время».
   Как рассказал Хусаинов, «Этажи» предоставляют франчайзи «огромный том», в котором прописаны: маркетинговая стратегия, стратегия управления персоналом, стратегия управления организацией. Также в пользование передается товарный знак «Этажи», открывается доступ на сайт компании и внутренний портал. С 2014 года запускается маркетинговая поддержка в виде федеральной рекламы.
   С начала года агентство «Этажи» реализовало пять франшиз, около 15 находится в активной разработке. В планах за три года сделать «франшизными» до 60 российских городов. По мнению Ильдара Хусаинова, франчайзинг является «высшей степенью развития компании».
   Марина Устюжанина, директор по маркетингу Торговой компании холдинга «Партнер» поделилась опытом работы с международным франчайзером — мировым ритейлером SPAR. К 2015 году все магазины торговой компании, как действующие, так и вновь открытые, работающие сейчас под брендами «Мосмарт» и «Пчелка», сменят вывеску на SPAR, согласно договору лицензии.
   Отличие договора лицензии от франшизы Марина Устюжанина видит в более свободных условиях — франчайзер лишь передает право использования названия и открывает доступ к передовым мировым практикам 14 тыс. магазинов SPAR и внутрисетевым конференциям и конгрессам. А уж как эти знания будут использоваться — решает сам франчайзи. Конечно, и знания, и вывеска SPAR имеют большую значимость, и при невыполнении условий договора франчайзи их сразу же лишается.
   При этом торговая компания получила право на сублицензирование, которым она собирается воспользоваться, продавая желающим право воспользоваться известным бредом. По сублицензии компания планирует развивать сеть небольших (200-300 кв. метров торговой площади) магазинов «SPAR-Экспресс».
   Оба оратора сошлись на том, что интересы франчайзера в данном случае защищены теми преимуществами, которые дает франшиза, в первую очередь это доступ к высоким технологиям и возможность постоянно обучаться лучшим практикам. Лишившись этих преимуществ, покупатель франшизы не сможет вести самостоятельную успешную деятельность. Однако подобная ситуации наблюдается далеко не во всех сферах бизнеса. И что делать, если франчайзи расторг договор и, попросту говоря, украл интеллектуальную собственность франчайзера и пользуется ей уже самостоятельно?
   Одно из решений, по мнению руководителя тюменских оздоровительных центров City Fitness Алексея Карандаева, заключается в высоком паушальном (первоначальном) взносе. Франчайзер, получив крупную сумму при продаже франшизы, частично страхует себя от потерь.
   Другое решение предложила старший юрист компании «Бейкер и Макензи» Марина Шараева. По ее мнению, защита интеллектуальной собственности наиболее удобно решается с помощью заключения договора коммерческой концессии, нежели с помощью лицензионного договора. База договора концессии — право на товарный знак. Также по договору могут передаваться: патенты, коммерческое обозначение, секреты производства – ноу-хау. Эти коммерческие ценности у правообладателя обязаны быть зафиксированы как «коммерческая тайна», охрана которой предусмотрена федеральным законом. Тогда, в случае недобросовестной деятельности франчайзи, правообладатель франшизы может спокойно идти в суд.
   Как заметил по этому поводу патентный поверенный Российской Федерации Алексей Мамонов, прецеденты положительных судебных решений в сторону правообладателя франшизы уже имеются как в России, так и в мире. Последний пример, получивший мировую известность, иск Apple к компании Samsung.