08.08.2012  Россияне вряд ли дождутся снижения цен, обещанного в связи со вступлением в ВТО

   23 августа вступит в силу протокол о присоединении России к ВТО, наша страна окажется в зоне свободной международной торговли. На прошлой неделе уже были названы товары – первые в списке на снижение ввозных пошлин. Эксперты разных отраслей, профучастники рынков и обычные российские потребители оценили это событие не без доли скепсиса. Во-первых, запланированное снижение импортных пошлин на ряд промышленных и продовольственных товаров вряд ли приведет к их удешевлению в рознице. А во-вторых, такие действия могут серьезно навредить слабо конкурирующим отраслям. По оценкам экспертов, в первой группе риска сейчас находятся сельское хозяйство, машиностроение, а также фармацевтическая отрасль.
   Список продовольственных товаров, удешевления которых может хотя бы гипотетически ждать российский потребитель, не велик. Туда попадают фрукты, крупы, мясо. Сразу после вступления в ВТО Россия снизит ввозные пошлины на яблоки с 0,1 до 0,06 евро за 1 кг (пошлины на ввоз апельсинов, груш, бананов и других фруктов останутся неизменными). Новая пошлина будет действовать весь год. Предполагается, что к 2017 году она уменьшится до 0,03 евро за 1 кг. Кроме того, с 23 августа будет снижена пошлина и на ввоз риса – с 0,12 евро за 1 кг она опустится до 0,045 евро. Такие же изменения затронут и пошлины на рисовую муку. При этом неизменными останутся импортные пошлины на зерновые культуры – 5% и муку – 10%. Что касается мясной отрасли, то изменения коснутся только свинины. 15%-ный тариф ввозимого по квоте мяса будет обнулен. На свинину, ввозимую вне квоты, пошлина снизится на 10% и составит 65%. После 2020 года будет введена единая импортная пошлина в размере 25%. Размер пошлин на импорт говядины сохранится на прежнем уровне – 15% в рамках квоты и 55% – вне. То же самое с птицей – 25 и 80% соответственно. Пошлина на молочные продукты будет снижена с 19,8 до 14,9%. Тарифы на импорт вина упадут на 7,5% и составят 12,5% . Существенно снизятся и пошлины на импорт пива, но это произойдет не раньше, чем к 2018 году. К этому времени ввоз одной бутылки пива емкостью 0,5 литра будет стоить менее 1 евроцента.
   Пошлины на промышленные товары в среднем постепенно уменьшатся с 9,5 до 7,3%. Планируется снизить пошлину на одежду на 3,8%, а на обувь – до 15%. Пошлины на ввоз компьютеров и техники вообще будут отменены.
   В лекарственной отрасли, по словам директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова, с одной стороны, снизится пошлина, а с другой – изменится система регистрации лекарственных средств, основой которой станут международные стандарты. «Производитель будет тратить меньше и сможет снизить цену», – сказал чиновник. Кроме того, он пообещал после вступления в ВТО снижение таможенной пошлины на автомобили до 5%.
   Пересмотр импортных пошлин коснется в первую очередь тех отраслей, которые государство в свое время активно поддержало так называемыми антикризисными пошлинами. Речь идет о сельском хозяйстве и, в частности, о производителях свинины, автопроме и фармацевтике. Тогда пошлины были повышены, чтобы стабилизировать ситуацию, но представители этих отраслей, переживающие сейчас панику, забыли, что меры носили временный характер, объясняет «НИ» профессор факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Алексей Портанский. «Никто не обещал, что так будет всегда», – говорит он.
   Больше остальных обеспокоены приближением 23 августа участники сельскохозяйственного рынка. Освобождая рынок для импортеров, государство бросает фермеров и маленькие хозяйства, которые не смогут конкурировать с крупными предприятиями, имеющими доступ к кредитам и бюджетным средствам, считает генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. «Маленьким компаниям без дополнительных средств придется отказаться от модернизации. Государство может их поддержать, но не делает этого», – подчеркивает «НИ» эксперт. Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин напоминает, что Россия получила право на прямую поддержку сельского хозяйства в размере девяти миллиардов долларов в год в течение первых лет после присоединения к ВТО, но при этом мало верит в целевое расходование денег властями.
   Эксперт предсказывает отечественным производителям свинины тяжелые времена. «В 2009-м импорт «живых свиней» перевалил за 100 тысяч тонн в год, а «субпродуктов» – за 200 тысяч тонн, – рассказывает г-н Юшин. – Цены на товарных свиней к концу года рухнули на 20%. Это представляло реальную угрозу для инвесторов. Тогда правительство увеличило ввозные пошлины на живых свиней с 5 до 40% и на субпродукты с 15 до 25%. Повышение пошлин вернуло доверие инвесторов». По мнению эксперта, нулевая ставка пошлины на свинину внутри квоты, которая сократится всего на 70 тыс. тонн в год – до 430 тыс. тонн, нанесет непоправимый удар по рынку местных личных подсобных хозяйств, составляющих 60% производства.
   Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Геннадий Ширшов тоже без оптимизма оценивает состояние фармотрасли после присоединения России к ВТО. Он отмечает, что будут созданы благоприятные условия для инновационных компаний. Но если учесть, что российский фармрынок по большей части состоит из компаний, специализирующихся на изготовлении дженериков (аналогов оригинальных препаратов с тем же действующим веществом), эффект выгоды отрасль ощутит далеко не сразу.
   «У российской экономики еще 10 лет назад был выбор, в каком направлении двигаться: ориентироваться на внутренний рынок, развивая конкуренцию внутри страны, или на большую интеграцию в мировую экономику», – объясняет «НИ» необходимость вступления в ВТО руководитель отдела бизнес-оценки «ФинЭкспертизы» Александр Дорофеев. По его словам, восстановить промышленность внутри страны на основе внутренней конкуренции не удалось. Достаточно вспомнить автомобильную промышленность: много лет высокие пошлины на импорт автомобилей создавали условия для функционирования российских автопроизводителей. «Но «АвтоВАЗ» не спешил улучшать качество автомобилей, «АЗЛК» и «ЗИЛ» были разрушены, попытки «ГАЗа» наладить производство нового семейства автомобилей «Волга» провалились, – продолжает эксперт. – Авиастроение так и не вышло на серийное производство самолетов гражданской авиации. Другие отрасли были долго заняты сменой собственников через механизмы банкротства, и им было не до технического перевооружения. То есть экономический механизм расширенного воспроизводства внутри страны так и не заработал».
   Именно поэтому, считает специалист, правительство стало активно проводить политику по включению российских предприятий в глобальные технологические цепочки. Например, были созданы условия для промсборки автомобилей с последующей локализацией производства, авиастроители стали делать фюзеляжи для «Аэробусов». У многих предприятий появились иностранные собственники, и в таких условиях оказалось невозможным более закрывать границы и создавать замкнутую саму на себя экономику. «Остается углублять интеграцию в мировое разделение труда», – констатирует г-н Дорофеев. Есть тому и объективные предпосылки: многие производства выгодны в случае, когда они работают не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Например, невыгодно производить гражданские самолеты, если объем производства ниже 20% от общемирового. То есть возможность работы на экспорт нужна, прежде всего, самим российским предприятиям, чтобы достичь объемов производства, при которых оно станет рентабельно.
   «Но не все отрасли конкурентоспособны перед открытием торговых барьеров, – продолжает Александр Дорофеев. – В частности, большие опасения вызывает увеличение товаропотока из Китая. Но, с другой стороны, рынок уже и так завоеван этой продукцией. Страны Запада традиционно владеют технологиями, а производства размещают в Азии. Если российским предприятиям удастся по такой же модели организовать бизнес, то есть проектировать продукцию самостоятельно и размещать производственные заказы в Азии, то увеличение импорта не будет пагубным. И только если в России не будет ни центров создания технологий, ни производственных площадок, вступление в ВТО окажется проигрышем».
   По мнению экспертов, снижение пошлин вряд ли скажется на розничной стоимости товаров. Так, с Максимом Медведковым, который обещает, что цены на лекарства снизятся в течение двух-трех лет, не соглашается Геннадий Ширшов. По его мнению, цены будут снижаться настолько незаметно, что потребители этого не ощутят. Эту точку зрения разделяют профучастники других отраслей, где запланированы снижения пошлин. Данные прогнозы не являются новостью для россиян. Они мало верят, что на рынках перепишут ценники в пользу потребителей. Согласно опросу, проведенному на сайте «НИ», 64% читателей уверены, что после присоединения к ВТО стоит ждать лишь роста цен на все категории товаров (см. график).