04.06.2012  Какие российские несырьевые товары востребованы на мировых рынках

   Словосочетание «сырьевой придаток» прочно закрепилось за Россией. Основной наш экспортный товар – сырье, машиностроение в российском экспорте занимает всего 3,6%. Что именно входит в эти проценты и какие несырьевые товары отечественного происхождения все-таки находят спрос за границей?
   К российскому экспорту машин и оборудования относятся: летательные аппараты – 1,2%, легковые автомобили – 0,1%, грузовые автомобили –0,06%. Доля нанотехнологичных продуктов в экспортной структуре выглядит еще скромнее. Так, по последним данным за 2010 год, она составила примерно 0,06% (268 млн долларов). По доле высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта показатели России сравнимы с ЮАР – 3,02% и Турцией – 3,44%, по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
   Если говорить о лидерах-экспортерах высокотехнологичной продукции, то на первом месте стоят Филиппины с долей 54,33%, затем следуют Китай (50,79%), Тайвань (48,09%), Малайзия (44,50%), Израиль (31,11%), Таиланд (30,65%), США (28,51%).
   Если посмотреть в глобальном масштабе – в общем объеме мирового экспорта высокотехнологичных товаров, то присутствие России, можно сказать, вообще незаметно, поскольку ее вклад составляет всего лишь 0,14%. Страны-лидеры: Китай (23,67%), США (11,62%), Германия (7,45%), Тайвань (5,65%), Япония (4,99%).
   Львиную долю российского экспорта высокотехнологичных товаров составляет продукция оборонно-промышленного комплекса. В этом Россия всегда была сильна. Как и в аэрокосмической отрасли, где, несмотря на последние неудачи, страна занимает пока твердые позиции на рынке. Если говорить о других, более гражданских отраслях, то драйверами роста высокотехнологичного экспорта, безусловно, является атомная и гидроэнергетика.
   В сфере энергетики Россию на внешних рынках презентует Росатом, который на сегодняшний день имеет портфель зарубежных заказов на сумму более 50 млрд долларов на ближайшие 10 лет. Число контрактов на строительство АЭС за рубежом составляет 21 энергоблок в девяти странах.
   Вместе с тем правительство ставит перед производителями энергооборудования амбициозные планы: к 2020 году экспорт энергооборудования должен достичь в пересчете на мощность 10 ГВт в год (в 2012 году он составит всего лишь 3 ГВт). Причем экспорт будет наращиваться не только за счет Росатома, но также за счет экспорта гидравлических и паровых турбин, которые используются при строительстве электростанций. Сегодня 38% паровых турбин, произведенных в России, поставляется на экспорт, гидравлических турбин – 63%, газовых турбин – 28%.
   В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года, к 2030 году Россия должна будет занять 15% мирового рынка энергомашиностроения против нынешних 2%, то есть обогнать Siemens (сейчас у них 10%) и догнать Alstom (16%).
   Большие экспортные амбиции питает «АвтоВАЗ». Дело в том, что в марте текущего года «АвтоВАЗ» начал экспортные поставки своего нового бюджетного седана Lada Granta. Было поставлено 358 машин в такие страны, как Казахстан, Украина, Белоруссия, Молдова и Киргизия. Бюджетный седан от «АвтоВАЗА» будет также продаваться в Европе. Официальным продавцом российской автомобильной продукции станет компания Lada Automobile GmbH. Первые партии Lada Granta завезут в Германию, Францию, Испанию и Италию во второй половине текущего года. Цены на европейскую «Гранту» стартуют с 6000 евро.
   Если говорить об успехах, то по итогам 2011 года «АвтоВАЗ» поставил на экспорт 56 тыс. автомобилей Lada – на 32,9% больше, чем годом ранее. Крупнейшими экспортными рынками автомобилей Lada в прошлом году стали Украина, Казахстан и Азербайджан. В модельной структуре экспорта «АвтоВАЗа» лидирует Lada Samara – на эту модель приходится более 30% поставок автомобилей Lada за рубеж.
   Если говорить о грузовых автомобилях, то в этом сегменте весьма уверенно себя чувствует группа «КамАЗ». В 2011 году в ближнее и дальнее зарубежье ею было поставлено порядка 5 тыс. единиц техники: грузовые автомашины, сборочные комплексы, прицепная техника, автобусы.
   Всего предприятие осуществляет поставки своих автомобилей в 24 страны, причем как ближнего, так и дальнего зарубежья: Куба, Судан, Афганистан, Индия, Вьетнам и так далее. Вместе с тем предприятие признает, что ключевыми рынками сбыта по-прежнему остаются Украина и Казахстан.
   Еще одним заметным автопроизводителем, который представляет Россию на внешних рынках, является ТК «Ивановская марка», производящая больше полувека автокраны. В прошлом году компания поставила на внешние рынки 128 автокранов.
   Основными странами-импортерами стали Казахстан, Украина, Азербайджан, Белоруссия, Армения, Молдова, Узбекистан, ряд стран Ближнего Востока – Сирия, Египет, а также Куба. Наибольший объем поставок – в Казахстан и Азербайджан.
   В 2012 году компания начала выпускать автокраны, оснащенные стрелой, профиль которой имеет овоидную форму. Преимуществами такой стрелы являются высокая прочность, меньшая масса и большее сопротивление потере устойчивости в сравнении с применяемыми в настоящее время стрелами всех российских производителей. Именно модели с овоидной стрелой в настоящий момент становятся наиболее востребованными в линейке автокранов «Ивановец».
   Основными конкурентами «Ивановца» на рынках дальнего зарубежья являются производители автокрановой техники из Китая, а также мировые лидеры: LIEBHERR, TADANO и TEREX. Но их продукция значительно дороже, что позволяет НАМЕКСу выигрывать у них тендеры (в частности, в Египте).
   Интересным российским экспортным проектом является производство дизель-поездов, которое осуществляет Метровагомаш. В прошлом году прошла презентация первого дизельного поезда, произведенного специально для железных дорог Сербии. Всего по контракту, заключенному еще в 2010 году, будет изготовлено 12 дизель-поездов в двухвагонном исполнении. Такие поезда предназначены для работы на пригородных и межобластных неэлектрифицированных маршрутах.
   Кроме того, Метровагонмаш изготовит для Софийского метрополитена в 2012 году 18 трехвагонных составов. Поезда Метровагонмаша успешно эксплуатируются на Украине, в Литве, Венгрии, Чехии. Всего в 16 городах 11 стран мира эксплуатируются более 6000 вагонов, выпущенных предприятием.
   Один из высокотехнологичных продуктов, который пользуется спросом на международных рынках, – это оборудование по ожижению природного газа, которое необходимо для обеспечения природным газом труднодоступных населенных пунктов, малой энергетики. Такое уникальное оборудование производит российская компания «Криогенмаш».
   Особой популярностью такие блоки пользуются в Китае. Интерес проявляют также страны Юго-Восточной Азии и Индия. Помимо блоков по ожижению природного газа интересом пользуются установки разделения редких газов. Подобные установки способны сделать только три–пять компаний в мире.
   Еще одним интересным российским экспортным продуктом являются светодиоды и светодиодная техника, которая пользуется спросом в Европе. Небольшая российская компания «Оптоган» – проектная компания Роснано – поставляет светодиодные светильники и лампы в Италию. Недавно компания даже открыла офис продаж своей продукции в итальянском городе Варезе. Помимо Италии, «Оптоган» поставляет свою продукцию в Турцию, Германию, Францию.
   Российские электроприборы также нашли свою нишу на международном рынке. Здесь стоит упомянуть российские дозиметры компании «СОЭКС» Причем к этой продукции интерес проявляет даже Япония. Дозиметры также продаются на Украине, в Беларуси, Казахстане, Азербайджане, Японии, Германии, Франции, США.
   Особой популярностью пользуется новая модель дозиметров SOEKS 01М, которая подкупает взыскательных потребителей простотой управления. Второе достоинство устройства – быстрое время измерений. Прибор сообщает о состоянии радиоактивного фона уже через 10 секунд. Это самая высокая скорость проведения замеров среди дозиметров бытового назначения.
   Российским производителям доверяет даже Европейский центр ядерных исследований (CERN), который заказал у Дивногорского завода низковольтных автоматов (ДЗНВА) 600 выключателей ВА-57-35 для Большого адронного коллайдера. Сумма контракта составляла 130 тыс. долларов.
   Разволноваться мировых производителей электроприборов заставила небольшая российская компания «Симикон», которая готовится в конце года представить рынку камеру слежения за дорожной обстановкой Cordon, предназначенную для автоматического выявления нарушений скоростного режима с возможностью передачи данных по каналам связи на сервер центра обработки данных. Отличительная особенность нового фоторадарного комплекса – одновременный контроль всех целей на четырех полосах движения в обоих направлениях.
   Датчик автоматически измеряет скорость, распознает номера всех транспортных средств в зоне контроля и сохраняет две фотографии для каждого нарушителя: общим планом (групповой снимок всей зоны контроля с выделением данного нарушителя) и крупным планом (фотография нарушителя с визуально различимым номерным знаком). Планируется, что комплекс будет готов к выпуску в 2012 году. Пока он находится в стадии разработки.