17.01.2012 Саратовская область: есть предпосылки для снижения цен на топливо На совещании у губернатора области Павла Ипатова министр промышленности и энергетики области Сергей Лисовский доложил о ситуации с топливообеспечением и ценообразованием на рынке нефтепродуктов региона. По словам главы минпромэнерго, всего на территории региона расположено около 360 АЗС, из них 129 АЗС принадлежат вертикально-интегрированным компаниям, остальные 231 АЗС принадлежат независимым участникам розничного рынка нефтепродуктов. Автозаправочные станции «ТНК» и «ЛУКОЙЛ» расположены в 33 районах области и г. Саратове. В 5 районах расположены АЗС, принадлежащие только независимым участникам рынка (Александрово-Гайский, Балтайский, Духовницкий, Романовский, Перелюбский). Доля бензинов, реализуемых вертикально-интегрированными компаниями через сеть собственных АЗС, составляет 71%, а доля бензинов, реализуемых вертикально-интегрированными компаниями мелким оптом частным предприятиям, имеющим АЗС, составляет 29%. С.Лисовский напомнил, что при возникновении топливного кризиса в апреле 2011 года в результате своевременно принятых мер удалось стабилизировать рынок нефтепродуктов на территории области. Так, после обращения правительства области к руководству «ТНК-ВР» поставки нефтепродуктов в Саратовскую область были увеличены. Темп роста в 2011 году к уровню 2010 года составил в части розничных продаж - 123%, в части мелкооптовой реализации - 130 %. Таким образом, в период кризиса на автозаправочных станциях «ТНК» и «ЛУКОЙЛ» нефтепродукты реализовывались в достаточном количестве. Говоря о ценах на рынке нефтепродуктов, министр констатировал, что с января по декабрь 2011 года они выросли в среднем на 14,0 % . Меньше всего выросли цены на бензин АИ-95 (на 11,6 %), больше всего - на летнее дизельное топливо (на 31,7 %). «При этом, - подчеркнул С.Лисовский, - сельхозтоваропроизводители области были защищены от роста цен. Отпускная цена дизельного топлива, поставляемого сельхозтоваропроизводителям, составляла 16,8 тыс. рублей за одну тонну (с НДС). Сумма скидки в прошлом году для сельхозтоваропроизводителей составила более 920 млн рублей». В числе причин повышения цен на дизельное топливо министр назвал рост акциза на 89%, рост цены на нефть на 20 %, рост цен на энергоносители на 15%, а также рост затрат на переработку в связи с переходом на топливо класса Евро 4 на 45-50%. В Саратовской области в январе 2012 года наблюдается колебание цен по сравнению с другими регионами в зависимости от марки топлива. В целом, повышение цены по ряду позиций связаны с плановыми ремонтными работами на Саратовском нефтеперерабатывающем заводе, которые начались в ноябре 2011 года и завершатся в первой декаде февраля 2012 года. Дополнительные поставки нефтепродуктов осуществляются с других нефтеперерабатывающих заводов, что сказывается на конечной цене. В связи с запуском мощностей по производству бензинов на этом предприятии министерство настаивает на снижении цен на топливо. «Цены на нефтепродукты складываются из совокупности факторов, – рассказал министр, - ситуации на внешнем рынке, налоговой политики, инфляции и не в последнюю очередь затрат, которые несут компании. Плюс нефтяники сейчас занимаются модернизацией производств, и, пока она не завершена, компании несут повышенные издержки. Что касается других факторов, то, если ситуация на внешних рынках будет стабильной, можно предположить, что в 2012 году цены будут расти с темпами, близкими к инфляции. Но, возможно, и с некоторым ее опережением. Основная причина - повышение акцизов». С 1 января 2012 года в России повысились акцизы на бензин - в среднем на 1,6 руб. за литр. Рост акцизов не сразу отразится на стоимости топлива. Но не в первые месяцы 2012 года, т.к. нефтяники успели накопить определенный «запас прочности». По словам С.Лисовского, в конце прошлого года Минэнерго РФ сообщило о принятых мерах по предотвращению кризисных ситуаций на топливном рынке. Так, отгрузки высокооктановых бензинов на внутренний рынок увеличились на 7,3% (на 2,06 млн тонн), зимнего дизельного топлива - на 5% (на 564,5 тыс. тонн). Запасы топлива на НПЗ и нефтебазах к началу 2012 года почти вдвое превысили прошлогодние показатели: запасы высокооктановых бензинов составляют 1,36 млн тонн, зимнего дизельного топлива - 1,13 млн тонн. В середине декабря прошлого года Минэнерго РФ внесло в российское правительство проект постановления о мерах по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов. Проект предусматривает создание коммерческого резерва топлива на базе государственного ОАО «Роснефтегаз». Кроме этого, на сдерживание роста цен окажет влияние единая биржевая система торговли нефтепродуктами: 15 % объема внутреннего рынка топлива планируется продавать на бирже. Как подчеркнул министр, в настоящее время в регионе наблюдается стабильная ситуация с топливообеспечением, сообщает пресс-служба губернатора Саратовской области. |