02.12.2011  После вступления в ВТО расширится спектр товаров и услуг, но не изменятся цены

   На 15–17 декабря намечена очередная министерская конференция стран – членов Всемирной торговой организации в Женеве, в ходе которой должно состояться принятие в нее России. Чем ближе это событие, тем больше стали говорить о том, как много наша страна потеряет от присоединения к ВТО. Послушать – так это не выгодно никому: ни аграриям, ни промышленникам, ни банкирам, ни страховщикам. Возможно, кто-то из них и пострадает. Однако «НИ» попытались выяснить, каким образом вступление скажется на простых российских потребителях, которым, по большому счету, не так важно, кто произвел для них товар или услугу. Лишь бы они были качественными и недорогими.
   Для начала несколько важных цифр. После вступления России в ВТО ее импортные тарифы снизятся в среднем с нынешних 10 до 7,8%. Более чем на треть товаров новые ставки вступят в силу сразу же. Еще на четверть они снизятся спустя три года. Однако на целый ряд товаров пошлины снизятся только через 7–8 лет, в том числе на мясо птицы, легковые автомобили и гражданские самолеты. Что это будет значить для потребителя?
   Много машин – хороших и разных
   Снижение пошлин на легковые авто с 25 до 15% будет плавным, оно растянется на 7 лет, и основное сокращение придется на последние три года. Пошлины на подержанные машины сократятся до 20% после переходного периода. Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что в результате расширится ассортимент, а на заметное снижение цен рассчитывать не стоит. «Те компании, которые не организовали здесь производство и не имеют преференций, несколько потеряли свои позиции на рынке, – рассказал «НИ» эксперт. – При снижении пошлин они эти позиции будут восстанавливать. Естественно, что в этих условиях никакого быстрого снижения цен не произойдет. Пока на автомобили есть спрос, производители ориентируются друг на друга, и у них нет никаких причин снижать цены. К тому же в принципе пошлины – не самая большая составляющая цены автомобиля».
   Что касается российских машин, то у нас уже, по сути, остался только АвтоВАЗ. У них есть и свой потребитель, и своя ниша бюджетных автомобилей, где они и останутся. Так что у автолюбителей будет из чего выбрать, но планы сэкономить на покупке придется отложить. По крайней мере в ближайшие годы.
   Что мы увидим на прилавках
   Одним из самых болезненных для нашей страны вопросов на переговорах по вступлению в ВТО было сельское хозяйство. В целом средняя ставка пошлины на его продукцию снизится с 13,2 до 10,8%. Вместе с тем на некоторые товары они будут снижены довольно ощутимо: например, для свинины пошлина будет обнулена, в то время как сейчас она составляет 15%. С 25 до 15% снижается пошлина на ввоз мясопродуктов. Ставки на молочную продукцию снизятся с 19,8 до 14,9%, на злаки – с 15,1 до 10%, на масличные культуры и растительные масла – с 9 до 7,1%. Заметно упадут ввозные пошлины на вино (с 20 до 12,5%) и пиво (с нынешних 60 евроцентов до 1,8 евроцента за литр). Дешевле станет импортировать овощи, фрукты и орехи, которые не растут в России. Так, на апельсины и мандарины, ананасы и манго, фисташки и арахис пошлина не превысит 5%.
   Для потребителя это хорошо или плохо? Аналитик Экономической экспертной группы Мария Катаранова сообщила «НИ»: «Можно ожидать, что увеличится ассортимент, а вот относительно снижения цен я сомневаюсь. В принципе, если будет работать такой фактор, как рост конкуренции, то это может стимулировать наших производителей на проведение модернизации, а это, соответственно, приведет к снижению издержек. То есть локальное снижение цен где-то возможно, но в долгосрочной перспективе и именно через фактор конкуренции».
   Еще один важный фактор, который не позволяет рассчитывать на резкое снижение цен, – это неблагоприятный внешний фон. «Сейчас ситуация с продовольствием в мире не очень стабильна, и очевидно, что в ближайшие годы долгосрочный тренд на удорожание продуктов питания сохранится, – поясняет г-жа Катаранова. – Плюс к этому у нас временами наблюдается нестабильность с урожаем в связи с погодными условиями. Наконец, увеличивается численность населения Земли, растет уровень благосостояния в густонаселенных странах, соответственно, предъявляется повышенный спрос на продукты питания. То есть у производителей нет резона снижать цены».
   А что будет с непродовольственными товарами? Ставки на бытовую технику и электронику опустятся с 15 до 7–9%. Пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу и вовсе отменят. Средняя ставка пошлины на промтовары будет снижена с 9,5 до 7,3%.
   По мнению аналитика потребительского сектора Екатерины Андреяновой, можно ожидать появления нового ассортимента техники и электроники, который ранее из-за пошлин не поступал. «Правда, пошлины у нас все-таки не заградительные, и сказать, что причина отсутствия некоторых товаров – это высокие таможенные сборы, нельзя и сегодня», – вместе с тем отмечает она.
   Директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский полагает, что в принципе предпосылки для снижения цен на ряд импортируемых товаров есть, но в то же время существуют факторы, которые могут этому воспрепятствовать. «Например, налоги, логистика, нестабильность курса рубля по отношению к евро и доллару, – пояснил «НИ» эксперт. – Все это необходимо учитывать. Посмотрим, как это в итоге будет выглядеть на практике». Также специалист полагает, что стоит ожидать выхода новых ритейлеров на наш рынок. «Впрочем, существуют мнения, что многие зарубежные игроки уже ведут свою деятельность на российском рынке, и при вступлении нашей страны в торговую организацию намного больше их не станет», – заметил г-н Портанский.
   Чем будем лечиться
   Пошлины на импортные лекарства будут снижены с 15 до 5%. Логично было бы ожидать, что препараты подешевеют. Однако, как считает аналитик фармацевтического рынка Давид Мелик-Гусейнов, скорее российские медикаменты могут сравняться в цене с импортными. Разумеется, речь идет не о снижении цены, а, напротив, о повышении. «Это связано с тем, что по правилам ВТО России необходимо перейти на международный стандарт GMP, – пояснил «НИ» эксперт. – Он включает в себя достаточно обширный ряд показателей, которым должны соответствовать пpeдприятия, выпускающие ту или иную продукцию. На внедрение этих стандартов потребуются средства, причем не государственные, а именно со стороны самой компании-производителя. Из-за этого лекарства будут дорожать, а некоторые рискуют и вовсе исчезнуть из-за их неликвидности. Например, активированный уголь, который неприбыльно производить на заводах соответствующих стандартов».
   Что же касается потока импортных лекарств, то, по мнению эксперта, он вероятнее всего хлынет из Индии. В этой стране подавляющее большинство фармацевтических заводов работают уже по стандартам GMP, а в России таких лишь 10% от всех производящих площадок. «Впрочем, уже сегодня многие лекарства ниже по цене и выше по качеству в сравнении с российскими, – добавляет аналитик. – Я не исключаю, что европейские лекарства могут еще подешеветь, но лишь на 2%. Все-таки стоит учитывать, что по прохождению этапа поставщика и логистики определенная наценка на товар осуществляется, и до конечного потребителя он доходит уже с накруткой».
   Чей полис лучше
   Общая квота иностранного участия в страховом секторе увеличится с 25 до 50%. На рынке страхования жизни и обязательного страхования 49-процентное ограничение на участие иностранцев в капитале компаний вырастет на 2% в момент вступления России в ВТО. А через пять лет это ограничение будет вообще отменено. Спустя девять лет после присоединения формально разрешается работа у нас «прямых» филиалов иностранных страховых компаний.
   Руководитель Центра стратегических исследований одной из крупнейших отечественных страховых компаний Алексей Зубец уверяет, что российские страховщики конкуренции со стороны иностранцев не очень-то боятся. Зарубежные компании могут оказать существенное конкурентное давление в сфере страхования жизни, где вопросы репутации и надежности имеют особое значение, признает эксперт. Для потребителя это, конечно, хорошо: выбор становится шире. Но у нас, подчеркивает г-н Зубец, до сих пор нет налоговых льгот для покупателей полисов, а именно эти льготы служат главным «мотором» развития страхования жизни в экономически развитых странах. «При наличии такого тормоза нельзя ждать быстрого роста рынка страхования жизни, и приход иностранцев здесь мало что может изменить», – полагает специалист.
   Менеджер Ernst & Young Софья Иевенко сообщила «НИ»: «Передел, безусловно, будет, и, более того, мы наблюдаем его уже сейчас, но связан он скорее с уже устойчивой тенденцией увеличения концентрации на российском страховом рынке в целом, – поясняет она «НИ». – Отсутствие продвинутой инфраструктуры, оптимальных бизнес-процессов остаются общими проблемами в местном страховом сегменте. Но опять же концентрация будет происходить за счет поглощения мелких (особенно региональных) низкотехнологичных компаний теми страховщиками, которые уже сегодня входят в первую десятку лидеров страхового рынка России».
   Г-жа Иевенко, не ожидающая большого наплыва на наш рынок иностранных страховщиков, предлагает посмотреть на опыт Украины, где уже лет 10 как сняты ограничения доли иностранцев в уставном капитале одной страховой компании, а ограничения на «рынок» вообще не вводились никогда. «Как мы видим, несмотря на их отсутствие, иностранцы не «выжали» с украинского рынка местных страховщиков, – подчеркивает аналитик. – Для тех иностранцев, которые захотят выйти на наш рынок, освоение новых территорий, а именно проведение маркетинговых кампаний, налаживание операционной платформы, адаптация продуктов и технологий могут занять не один год». Безусловно, по ее словам, выгода от прихода зарубежных компаний будет, так как наличие «под боком» высокотехнологичного западного конкурента должно простимулировать российские компании». И потребитель от этого выиграет. Но опять же не сразу.
   А денежки врозь
   Совсем иная ситуация с банками: иностранные кредитные организации по-прежнему не смогут открывать в нашей стране филиалы и продолжат работать через дочерние структуры. Ведущий эксперт департамента аналитики и риск-менеджмента инвестиционной компании Алексей Козлов напоминает: вопрос ограничения работы иностранных банков в РФ был одним из ключевых при вступлении России в ВТО. «По сути, финансовая отрасль является стратегической, по этой причине этому вопросу уделялось такое внимание, – пояснил «НИ» эксперт. – Напрямую это отрицательно скажется на потребителе, поскольку конкуренция в банковском секторе РФ останется на том же уровне. Не секрет, что иностранные банки имеют более низкой уровень фондирования, более низкие расходы на ведение бизнеса за счет масштабности, также они готовы работать за более низкую маржу, чем местные банки. В совокупности все эти факторы позволяют иностранным банкам сбивать ставки на кредиты, что в принципе поставило бы российские банки на грань выживания».
   Подведем итоги. Сиюминутных изменений после вступления РФ в ВТО наш потребитель не почувствует. Или почти не почувствует. Выгоду получат импортеры, да и то не сразу. К радости покупателей, расширится ассортимент товаров и услуг, которые они на свои деньги смогут приобрести. Но если кто-то рассчитывал, что это станет дешевле, придется по меньшей мере подождать. А если кому-то мечталось поднять свою потребительскую активность за счет более дешевых кредитов, то, как говорится, мечтать не вредно…